ОПОРНЫЕ
ТОЧКИ
|
META
CONTENT Кто мы такие? Пространство Города Смена поколений Поиск предназначения |
Реальность как тепловой двигатель | Лучший способ борьбы с вульгарной метафизикой - построить свою, правильную (т.е. не просто максимально корректную к физике как таковой, а являющуюся ее концептуальным обобщением). Рок-н-ролл - это один из важных шагов человечества к такому единству переживания (образа), поклонения (культа) и понимания (символа), которое, донося первичные динамические принципы Реальности, снимает множество "тайных доктрин", принимаемых на веру, автоматически. |
"Роза мира" как символический язык SWOT-анализа | В социологии
и менеджменте все чаще
признается равноправие качественного
("экспертного")
анализа количественному
("имитационному")
моделированию. Для
"поверхводного"
(комплексно-релятивного)
мышления в этом нет ничего
экстраординарного: в конечном
счете, такие, например, факторы,
как "индекс потребительских
цен" и "уверенность людей
в будущем", в равной степени
агрегатны, т.е. синтетичны и
лишены реального смысла. В этом контексте возвращение архаичных метапсихологий и метасоциодинамик ("герметических наук") к магистральной ветви современного системного анализа важно по двум причинам: повторное использование (т.е. экономия) моделей и значительная практика комплексно-релятивного мышления как такового. |
ФИЛОСОФИЯ ГОРОДА (В.Ванчугов) том_1, том_2, том_3 |
"Эта
книга задумывалась мною как
своеобразный философский
путеводитель по городу, для
чего и было предпринято
поучительно-развлекательное
изложение различных способов
запечатлеть лицо города,
передать его дух (душу), так что
пришлось систематизировать по
возможности все философские и
литературные приемы
кристаллизации духовности,
порождаемую преимущественно
городской цивилизацией." Особое внимание обратите на концепт "соборности понятий". |
Мистицизм
как цель и фантастика как метод (А. Смирнов) |
Один из
последних (и лучших) манифестов
того синтезирующего взгляда на
реальность, который Д.Андреев
назвал "сквозящий
реализм". "...совсем не обязательно привлекать внимание аудитории к той или иной проблеме, умышленно вводя в повествование фантастический компонент. Гораздо честнее ещё раз показать читателю, что стопы его попирают пустоту и тем самым ещё раз указать на главный, неразрешимый вопрос, из которого вытекают все остальные. При имеющемся изобилии взглядов на сущность человека и Бога, а также цели и задачи мироздания, можно думать что угодно об устройстве мира - брать любую мысль, мало-мальски обоснованную в пределах наших скудных опыта и разумения, и облачать её в реальные одежды." |
Символы
жизни и смерти в образах
Петербурга М.С. Уваров |
"Все
определения подходят к нему - и
карсавинский опыт, и
хейзинговская "осень
средневековья", как пора
благодатная, творческая, и
бахтинский образ "смеховой
культуры", и исторические
инверсии, принадлежащие
культуре ХХ века. Он может
вобрать в себя любые традиции,
даже те, которые, казалось бы,
ему не присущи "от века". И
когда осознается эта простая
истина, неизбежно встает
вопрос о метафизике процесса
"сборки", ассимиляции
традиций. Что кроется за
рамками видимого, что
систематизирует облик
Петербурга и является его
метафизической доминантой? Очевидно, что в природе
Петербурга заключен особый род
ментальности, связанный с
проблемой жизни и смерти."
Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ |
От региона к стилю | Творческая школа как побочный продукт космического мифа. Классификация цивилизаций, вывод мироотношения из миропонимания, культовой практики из мироотношения, творческой школы из культовой практики. Примеры.
Доклад прочитан 25.06.2002 на конференции "Санкт-Петербург и Северо-Запад России: история, культура, современность". |
Кто такие
горожане? А.М. Буровский |
Популярное изложение
западноевропейских истоков специфично-городской
ментальности: примат абстрактной
нормы,
магдебургское право, организация
пространства.
<..> И тогда новый гражданин сам пришел в ратушу и предложил: пусть он уйдет, и пусть герцог сделает с ним все, что хочет, но пощадит остальной город. <...> И Совет постановил наутро: продолжать войну с герцогом до тех пор, пока герцог не отступится от города или пока в городе есть еще живые люди. А обидчику герцога город запрещает уходить и запрещает отдавать себя во власть герцога <...> его судьба - в руках города. Глава из книги "Россия, которой не было" |
Гамлет
и Дон-Кихот И.С.Тургенев |
Рождение "городских
этнических типов" из духа
идеократии.
"Мы сказали, что одновременное появление "Дон-Кихота" и "Гамлета" нам показалось знаменательным. Нам показалось, что в этих двух типах воплощены две коренные, противоположные особенности человеческой природы - оба конца той оси, на которой она вертится. Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон-Кихота, либо на Гамлета. <...> Объяснимся. Все люди живут - сознательно или бессознательно - в силу своего принципа, своего идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой..." |
"Городская
революция" и будущее идеологий в
России: |
"Городская
революция, - кстати, охватывающая
значительно больший временной период,
чем только годы большевистского
правления - и может, и должна
рассматриваться как эндогенное
цивилизационное движение-миттельшпиль
с типологическими параллелями в
истории многих крупных геокультурных
сообществ Евро-Азии из числа т.н.
цивилизаций."
Опубликовано в "Русском журнале" |
Город
как деструктивный культ +часть 2 Ю.Солозобов |
"Дорогие жители и
гости столицы! Будьте достойны своего
города!" - "Коренные" жители
мегаполиса, внешне ничем не
отличающиеся от новичков, моделируют
счастье, жизнеспособность и
безусловное принятие правил игры.
Изменение сознания "новичков"
происходит путем мощных социальных
подкреплений. Эти подкрепления
включают благоприятное мнение,
похвалу и видимость процветания.
Неприемлемое поведение вызывает
немедленную единообразную реакцию
всех лидеров группы; они все опечалены,
но не гневаются. Взаимодействия в
такой группе направлены на
возвращение в состояния, похожие на
детские."
Опубликовано в "Русском журнале" |
Петербургский технократический урбанизм и рок-н-ролльная традиция | Последнее
подробное исследование мифа
Санкт-Петербурга. Стереотип "преодоления исчерпанием". Основные доминанты космополитической урбанистической идеи - социология, эстетика, этика, технократия, космогония и эсхатология. Разбор, помимо рок-н-ролла, краем зрачка включает в себя и некоторые культовые фигуры Серебряного века. II конференция филфака ТвГУ "Рок-поэзия - текст и контекст" - 16.09.2000 |
Stranger in the mirror | Региональный
архетип Урала как органичное
дополнение регионального
архетипа Петербурга. Есть даже
некоторые причины полагать,
что обе доминанты суть два
равноправных концепта одного
"урбанистического
этноса", наподобие
китайского дуализма
"даосизм - конфуцианство". Исследователи финно-угорской традиции, а также культовых фигур Свердловского рок-клуба wanted. |
Cудьба барабанщика в русской литературеr | Основные доминанты "уральства"- этика, эстетика, антропология, социология. Развитие стереотипа от "Гамлета" до Шахрина и "Смысловых галлюцинаций", детская литературы (Лермонтов - Вагнер - Чарская - Гайдар - Крапивин - Лукьяненко) как отражение его эволюции. |
Урбанистическое сознание как интегративная доминанта сетевого общества | "...задача
идентификации петербургского
этноса включает в себя
выделение тех доминант (values),
которые свойственны
петербургскому проекту и
только ему..." Одно из первых изложений специфического набора ценностей Северо-Запада для "политкорректных академиков". (стенограмма содоклада в клубе "Запад - Запад") |
Имплозия
городского пространства А.Карпов |
"Процесс
невероятного развития городов и
городской культуры в течение
последних 200 лет описывается и
интерпретируется разными, подчас
противоположными способами - в
зависимости от парадигмы, как правило.
Тем не менее, в подавляющем
большинстве исследований
удивительным образом существует
своего рода консенсус о причинах
появления специфического городского
образа жизни. Сущностной
характеристикой жизни людей в большом
городе является повышенная частота
контактов с другими людьми. Смысл
эпитета "повышенная" в данном
случае состоит не только в отличии
города нового времени от городов
предыдущих эпох, а скорее в постоянном
превышении уровня контактов,
допустимого для психики."
Опубликовано в сборнике МОНФ, серия "Новые перспективы" |
Описания
древних городов в контексте системы
пространственных представлений Чащина С.В. |
"...Это не просто пространство огороженное, внутреннее, свое, отделенное стенами или просто пропаханной чертой померия от пространства внешнего, чужого. <...> говоря о способах описания города как места мы можем выделить два базовых подхода... В первом случае город описывается сквозь призму самых разнообразных процессов, событий и т.д., в нем происходящих. <...> Второй подход встречается, главным образом, в частных и преимущественно практико-ориентированных сферах культуры: это градостроительные модели города, где данное пространство «заполняется» в соответствии с той или иной доктриной. Нетрудно заметить, что прослеживая эволюцию самих подходов к городскому пространству, мы <...> наблюдаем последовательный переход от качественного подхода (и соответственно описания качеств города) к абстрактно-измерительному (описание «внешних», материальных характеристик городской организации)." Доклад на конференции "Эволюция текста в традиционных и современных культурах" (КПГУ, 27-29.03.2002) |
Ключевые символы Города | Многоэтажность и Черное солнце. Умершие во сне. Кухня. Маленькая девочка со взглядом волчицы. Трамвай и Железная дорога. Метро. Промзона (-"отчуждения"). Белая стена. "Вишневый камень" ("хрустальная птица", "чужая", "растворившиеся боги"). Покинутая пограничная полоса. Эта и Та стороны окна. Осень как преодоление исчерпанием. Белые колонны. Азия ("Шахта", "Горный хрусталь", "хроносинкластический инфундибулум"). Северная Мгла. Звезда Сосны на морском берегу. |
Путешествие
в Стамбул (И. Бродский) |
Фрагменты о
"принципе орнамента" и
"принципе ковра" - одна из
интерпретаций многоэтажности
и надстройки как ее
источника; тем более ценная,
что она сделана не только
практиком, но и одним из
теоретиков комплексно-релятивного
подхода
("транс-соборности
понятий"). Приводится по сборнику эссеистики Бродского издательства "Текст" |
Город и Таинственное | Попытка проанализировать некоторые эмоциональные особенности петербургского мировосприятия, исходя из концепции платоновского идеализма. |
В
поисках дома Е.Разова |
Идея Дома (освоенного
космоса)
Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ |
Пристанище
метафизики Е.Разова |
Идея Пути (поиска
истины). Жанр "фэнтези" как
метафизический мысленный эксперимент.
Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ |
Стихийное признание в причастности | "Псевдонаучный
и щедро подслащенный
поэтической образностью
трактат" о чувстве Города
(выкладывается на правах
артефакта). (Интересно упоминание "генетического кода", т.е. попытка стереотипно свести национальное чувство с чувством родства). |
Империя как детская болезнь цивилизации | Нация - это не
обязательно генетика. Бывает и
наоборот. Динамика возникновения и развития этносов, скрепленных не общностью генетики, а общностью мировоззрения, в модели Льва Гумилева. Социальные структуры, порождаемые "этносами второго рода". Историческая роль "этносов второго рода" в преодолении имперского сознания. Примеры и перспективы. Опубликовано в журнале "ИNАЧЕ" #4 |
Одинокая птица, или Рыба без трусов | О русском
роке и постсоветской мифологии
(одна из самых первых
автоэтнографических работ,
ныне во многом устарела, но
главные выводы остаются в
силе). Опубликована в газете "НГ-Религии" - 10.02.1999 |
ПЕТЕРБУРГ: крах
мифа и кризис иллюзий Д.Голынко-Вольфсон |
"Более молодые
художники начала девяностых
относятся к петербургскому мифу
скорее отстраненно, с позиций
непричастности и всеведения;
складывая игровые композиции из его
стилизованных обломков, они
неожиданно точно улавливают
размазанный колорит нынешнего
Петербурга. Техникой, соответствующей
такой реанимации, чаще всего
оказывается черно-белая фотография,
иногда посеребренная и специально
процарапанная (например, фотографии
Виктории Буйвид или Павла Васильева).
Она, по словам Ролана Барта,
неприукрашенно передает
неподвижность постсмертной "гиперреальности",
холодное очарование мумифицированной
пустоты."
Опубликовано в газете "На дне" |
Между
Диснейлендом и саркофагом Д.Голынко-Вольфсон |
"... Если собрать
все это воедино (и кое-что другое),
могла бы получиться небольшая,
камерная, вполне постсовременная
экспозиция, названная с грустным
стебом "О любви и смерти
петербургского мифа". Такая же
камерная, неагрессивная, приватная,
как и само нынешнее петербургское
искусство, переместившееся из
кухонных катакомб семидесятых в
гостиные и мини-салоны, где ведутся
беседы и культивируются техники
досуга, позволяющие петербургским
художникам избавиться от давящих
комплексов непризнанности и
постоянного дефицита
востребованности. И само искусство
такого города - в условиях
постмифологизма, отсутствия
честолюбивой гонки и рыночной
продаваемости - становится одной из
техник досуга, сугубо самодеятельным
занятием."
Опубликовано в "Художественном журнале" #24 |
О поколении душеприказчиков | Накат о смене поколений в рок-н-ролле, написанный по следам президентских выборов 2000 года. Сумбурен, но концептуально важен. |
Письмо в пустом конверте | Акценты
наступающего десятилетия:
"albedo" (умиротворение),
консервация и кристаллизация,
"поколение свиней".
Релятивистская модель
"испарения черных дыр" как
преодолевающая "новые
семидесятые" дивергентная
перспектива. "Остаемся зимовать" как отступление из
области ресурсов в область
моделей. Намерено быть опубликованным в журнале "ИNАЧЕ" #5 |
От дебюта к
миттельшпилю С.Переслегин |
Сумерки футурологии и социального моделирования? Нет, всего лишь исчерпание набора первоэлементов, базисных векторов; синтез, construction - только начинается... |
Десятилетний план | Метастратегический
план Города на ближайшее
десятилетие "Строительная" ("Дом на сваях"), "материнская" ("Голубая стрела"), "охранительная" ("Том ждет...") и деструктивная ("Россия, 37") задачи Города. Идеологические лидеры ("зимняя администрация Города") и специфика воплощения. |
Нулевые
годы русской литературы Антон Савин |
"Апокалипсис останется одним из главнейших фактов русской культуры и жизни еще долго-долго, наверно, навсегда. Вопрос в том, что наряду с ним должны потихоньку проявляться и контуры
пост-апокалипсического существования".
Опубликован в "Литературной газете" |
О
влиянии литературы на общество
и об ответственности писателя (С. Переслегин) |
"Моя лично гипотеза гласит, что мы находимся в зоне, непосредственно следующей за зоной разрушения. Когда одна социальная структура уже уничтожена и не существует, другой структуры нет, и более того, нет даже представления о том, как эта другая структура должна выглядеть. Тем самым, именно в наше время воздействие литературы на общество может быть сколь угодно большим... <> Отсюда резко повышается ответственность писателя за то, что он делает, а в еще большей степени — за то, что он не делает. Ибо сейчас сложилась как раз та самая ситуация, когда неделание есть куда более критичная вещь, чем делание". |
Муравьи | Декларация
абсолютного исполнительства,
или крайне сумбурное изложении
концепции самореализации
через сопричастность.
Частично устарела. Опубликована в сетевом журнале "Conner Peripherals" |
Море исчезающих времен | Архетип
"моря исчезающих времен",
"бездны" - один из
стержневых в уральской
традиции. В статье разбирается
его связь с представлениями о
времени (циклическом и
линейном), а также о Замысле и
отпадении от Замысла. Статья намерена быть опубликованной на сайте концептуальной агатомании |
Иерусалим_2010 (трилогия, ч. 1) |
"Иудейская
трактовка прогресса" и
цивилизационные корни
петербургского
технократического урбанизма. "Прогрессорский императив" как градообразующее начало; его "подводный" и "надводный" дискурсы, искажающие трактовки и вероятная роль в планетарном "историческом проекте". (приложение к стенограмме заседания клуба "Запад - Запад") |
"Две
стороны разлома веков" (трилогия, ч. 2) |
Антропоцентризм
в России сдох вместе с Концом
Века - по крайней мере, сами
гуманисты это почти что
признали... Сравнительный анализ альбомов "Чужая Земля", "Magenta" и "25-й кадр". |
"Шел,
нашел и потерял" (трилогия, ч. 3) |
Лирический герой
Сергея Селюнина ("Выход")
в контексте "Града
обреченного" и "Прогулок
по воде", или Кризис прогрессорского императива как конечного оправдания индивидуальной судьбы. |
Молот и крест советского инженера | Стереотип
советского инженера как
вариант стереотипа
практикующего мага. Портрет,
история и перспективы.
"Китежская" модель
управления как мотивация
символическим знанием ("сделайте
мне ясно"). Явление "лукумонства" и келейной
технократической
субкультурности как итог
десоциализации советского
инженера. "Существует реальная возможность возвращения лукумонов к Традиции – не к антропоморфной подделке под Традицию вроде мраксизма, не к схоластическим арктогейно-водолейным спекуляциям, а к причастности на экзистенциальном уровне". |
Интервью LXE... | ...о
конструктивном
фундаментализме и
автоэтнографии. Развернутое
изложение мировоззрения, в
котором причастность
понимается как сотрудничество.
Ценно также тем, что в нем
дается определение чуда в
терминах теории информации, а
также описание ритуала как
синхронизирующей составляющей
коммуникативного процесса. Вышло в рассылке "Интервью для Упельсинки" на Subscribe.Ru |
Интервью с Сергеем Переслегиным | Специализация
среди современных интеллектуалов на
глазах оборачивается клановостью.
Есть сетевые посиделки постструктуралистов,
есть "соционическая
тусовка", есть "Либертариум"
с его особым интересом к
микроэкономике и криптографии, есть
"традиционалисты"
с неизбежным Рене Геноном - как если бы
в начале века существовал "клуб
любителей теории относительности".
Что это - страх потеряться в океане
смыслов? Тем большее уважение
вызывает человек, не ограниченный ни в
сфере моделей, ни в сфере их
применения. Аналитик с заглавной
буквы. Военный историк. Литературный
критик. Социолог. Психолог.
Организатор.
(по поручению газеты "Невское время") |
P.S. Благодарим Юрия Нестеренко за конструктивную критику и фактические поправки.