| ОПОРНЫЕ
        ТОЧКИ  | META
        CONTENT Кто мы такие? Пространство Города Смена поколений Поиск предназначения | 
| Реальность как тепловой двигатель | Лучший способ борьбы с вульгарной метафизикой - построить свою, правильную (т.е. не просто максимально корректную к физике как таковой, а являющуюся ее концептуальным обобщением). Рок-н-ролл - это один из важных шагов человечества к такому единству переживания (образа), поклонения (культа) и понимания (символа), которое, донося первичные динамические принципы Реальности, снимает множество "тайных доктрин", принимаемых на веру, автоматически. | 
| "Роза мира" как символический язык SWOT-анализа | В социологии
        и менеджменте все чаще
        признается равноправие качественного
        ("экспертного")
        анализа количественному
        ("имитационному")
        моделированию. Для
        "поверхводного"
        (комплексно-релятивного)
        мышления в этом нет ничего
        экстраординарного: в конечном
        счете, такие, например, факторы,
        как "индекс потребительских
        цен" и "уверенность людей
        в будущем", в равной степени
        агрегатны, т.е. синтетичны и
        лишены реального смысла. В этом контексте возвращение архаичных метапсихологий и метасоциодинамик ("герметических наук") к магистральной ветви современного системного анализа важно по двум причинам: повторное использование (т.е. экономия) моделей и значительная практика комплексно-релятивного мышления как такового. | 
| ФИЛОСОФИЯ ГОРОДА (В.Ванчугов) том_1, том_2, том_3 | "Эта
        книга задумывалась мною как
        своеобразный философский
        путеводитель по городу, для
        чего и было предпринято
        поучительно-развлекательное
        изложение различных способов
        запечатлеть лицо города,
        передать его дух (душу), так что
        пришлось систематизировать по
        возможности все философские и
        литературные приемы
        кристаллизации духовности,
        порождаемую преимущественно
        городской цивилизацией." Особое внимание обратите на концепт "соборности понятий". | 
| Мистицизм
        как цель и фантастика как метод (А. Смирнов) | Один из
        последних (и лучших) манифестов
        того синтезирующего взгляда на
        реальность, который Д.Андреев
        назвал "сквозящий
        реализм". "...совсем не обязательно привлекать внимание аудитории к той или иной проблеме, умышленно вводя в повествование фантастический компонент. Гораздо честнее ещё раз показать читателю, что стопы его попирают пустоту и тем самым ещё раз указать на главный, неразрешимый вопрос, из которого вытекают все остальные. При имеющемся изобилии взглядов на сущность человека и Бога, а также цели и задачи мироздания, можно думать что угодно об устройстве мира - брать любую мысль, мало-мальски обоснованную в пределах наших скудных опыта и разумения, и облачать её в реальные одежды." | 
| Символы
        жизни и смерти в образах
        Петербурга М.С. Уваров | "Все
        определения подходят к нему - и
        карсавинский опыт, и
        хейзинговская "осень
        средневековья", как пора
        благодатная, творческая, и
        бахтинский образ "смеховой
        культуры", и исторические
        инверсии, принадлежащие
        культуре ХХ века. Он может
        вобрать в себя любые традиции,
        даже те, которые, казалось бы,
        ему не присущи "от века". И
        когда осознается эта простая
        истина, неизбежно встает
        вопрос о метафизике процесса
        "сборки", ассимиляции
        традиций. Что кроется за
        рамками видимого, что
        систематизирует облик
        Петербурга и является его
        метафизической доминантой? Очевидно, что в природе
        Петербурга заключен особый род
        ментальности, связанный с
        проблемой жизни и смерти." Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ | 
| От региона к стилю | Творческая школа как побочный продукт космического мифа. Классификация цивилизаций, вывод мироотношения из миропонимания, культовой практики из мироотношения, творческой школы из культовой практики. Примеры. Доклад прочитан 25.06.2002 на конференции "Санкт-Петербург и Северо-Запад России: история, культура, современность". | 
| Кто такие
          горожане? А.М. Буровский | Популярное изложение
          западноевропейских истоков специфично-городской
          ментальности: примат абстрактной
          нормы,
          магдебургское право, организация
          пространства. <..> И тогда новый гражданин сам пришел в ратушу и предложил: пусть он уйдет, и пусть герцог сделает с ним все, что хочет, но пощадит остальной город. <...> И Совет постановил наутро: продолжать войну с герцогом до тех пор, пока герцог не отступится от города или пока в городе есть еще живые люди. А обидчику герцога город запрещает уходить и запрещает отдавать себя во власть герцога <...> его судьба - в руках города. Глава из книги "Россия, которой не было" | 
| Гамлет
          и Дон-Кихот И.С.Тургенев | Рождение "городских
          этнических типов" из духа
          идеократии. "Мы сказали, что одновременное появление "Дон-Кихота" и "Гамлета" нам показалось знаменательным. Нам показалось, что в этих двух типах воплощены две коренные, противоположные особенности человеческой природы - оба конца той оси, на которой она вертится. Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон-Кихота, либо на Гамлета. <...> Объяснимся. Все люди живут - сознательно или бессознательно - в силу своего принципа, своего идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой..." | 
| "Городская
          революция" и будущее идеологий в
          России: | "Городская
          революция, - кстати, охватывающая
          значительно больший временной период,
          чем только годы большевистского
          правления - и может, и должна
          рассматриваться как эндогенное
          цивилизационное движение-миттельшпиль
          с типологическими параллелями в
          истории многих крупных геокультурных
          сообществ Евро-Азии из числа т.н.
          цивилизаций." Опубликовано в "Русском журнале" | 
| Город
          как деструктивный культ +часть 2 Ю.Солозобов | "Дорогие жители и
          гости столицы! Будьте достойны своего
          города!" - "Коренные" жители
          мегаполиса, внешне ничем не
          отличающиеся от новичков, моделируют
          счастье, жизнеспособность и
          безусловное принятие правил игры.
          Изменение сознания "новичков"
          происходит путем мощных социальных
          подкреплений. Эти подкрепления
          включают благоприятное мнение,
          похвалу и видимость процветания.
          Неприемлемое поведение вызывает
          немедленную единообразную реакцию
          всех лидеров группы; они все опечалены,
          но не гневаются. Взаимодействия в
          такой группе направлены на
          возвращение в состояния, похожие на
          детские." Опубликовано в "Русском журнале" | 
| Петербургский технократический урбанизм и рок-н-ролльная традиция | Последнее
        подробное исследование мифа
        Санкт-Петербурга. Стереотип "преодоления исчерпанием". Основные доминанты космополитической урбанистической идеи - социология, эстетика, этика, технократия, космогония и эсхатология. Разбор, помимо рок-н-ролла, краем зрачка включает в себя и некоторые культовые фигуры Серебряного века. II конференция филфака ТвГУ "Рок-поэзия - текст и контекст" - 16.09.2000 | 
| Stranger in the mirror | Региональный
        архетип Урала как органичное
        дополнение регионального
        архетипа Петербурга. Есть даже
        некоторые причины полагать,
        что обе доминанты суть два
        равноправных концепта одного
        "урбанистического
        этноса", наподобие
        китайского дуализма
        "даосизм - конфуцианство". Исследователи финно-угорской традиции, а также культовых фигур Свердловского рок-клуба wanted. | 
| Cудьба барабанщика в русской литературеr | Основные доминанты "уральства"- этика, эстетика, антропология, социология. Развитие стереотипа от "Гамлета" до Шахрина и "Смысловых галлюцинаций", детская литературы (Лермонтов - Вагнер - Чарская - Гайдар - Крапивин - Лукьяненко) как отражение его эволюции. | 
| Урбанистическое сознание как интегративная доминанта сетевого общества | "...задача
        идентификации петербургского
        этноса включает в себя
        выделение тех доминант (values),
        которые свойственны
        петербургскому проекту и
        только ему..." Одно из первых изложений специфического набора ценностей Северо-Запада для "политкорректных академиков". (стенограмма содоклада в клубе "Запад - Запад") | 
| Имплозия
          городского пространства А.Карпов | "Процесс
          невероятного развития городов и
          городской культуры в течение
          последних 200 лет описывается и
          интерпретируется разными, подчас
          противоположными способами - в
          зависимости от парадигмы, как правило.
          Тем не менее, в подавляющем
          большинстве исследований
          удивительным образом существует
          своего рода консенсус о причинах
          появления специфического городского
          образа жизни. Сущностной
          характеристикой жизни людей в большом
          городе является повышенная частота
          контактов с другими людьми. Смысл
          эпитета "повышенная" в данном
          случае состоит не только в отличии
          города нового времени от городов
          предыдущих эпох, а скорее в постоянном
          превышении уровня контактов,
          допустимого для психики." Опубликовано в сборнике МОНФ, серия "Новые перспективы" | 
| Описания
          древних городов в контексте системы
          пространственных представлений Чащина С.В. | "...Это не просто пространство огороженное, внутреннее, свое, отделенное стенами или просто пропаханной чертой померия от пространства внешнего, чужого. <...> говоря о способах описания города как места мы можем выделить два базовых подхода... В первом случае город описывается сквозь призму самых разнообразных процессов, событий и т.д., в нем происходящих. <...> Второй подход встречается, главным образом, в частных и преимущественно практико-ориентированных сферах культуры: это градостроительные модели города, где данное пространство «заполняется» в соответствии с той или иной доктриной. Нетрудно заметить, что прослеживая эволюцию самих подходов к городскому пространству, мы <...> наблюдаем последовательный переход от качественного подхода (и соответственно описания качеств города) к абстрактно-измерительному (описание «внешних», материальных характеристик городской организации)." Доклад на конференции "Эволюция текста в традиционных и современных культурах" (КПГУ, 27-29.03.2002) | 
| Ключевые символы Города | Многоэтажность и Черное солнце. Умершие во сне. Кухня. Маленькая девочка со взглядом волчицы. Трамвай и Железная дорога. Метро. Промзона (-"отчуждения"). Белая стена. "Вишневый камень" ("хрустальная птица", "чужая", "растворившиеся боги"). Покинутая пограничная полоса. Эта и Та стороны окна. Осень как преодоление исчерпанием. Белые колонны. Азия ("Шахта", "Горный хрусталь", "хроносинкластический инфундибулум"). Северная Мгла. Звезда Сосны на морском берегу. | 
| Путешествие
        в Стамбул (И. Бродский) | Фрагменты о
        "принципе орнамента" и
        "принципе ковра" - одна из
        интерпретаций многоэтажности
        и надстройки как ее
        источника; тем более ценная,
        что она сделана не только
        практиком, но и одним из
        теоретиков комплексно-релятивного
        подхода
        ("транс-соборности
        понятий"). Приводится по сборнику эссеистики Бродского издательства "Текст" | 
| Город и Таинственное | Попытка проанализировать некоторые эмоциональные особенности петербургского мировосприятия, исходя из концепции платоновского идеализма. | 
| В
          поисках дома Е.Разова | Идея Дома (освоенного
          космоса) Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ | 
| Пристанище
          метафизики Е.Разова | Идея Пути (поиска
          истины). Жанр "фэнтези" как
          метафизический мысленный эксперимент. Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ | 
| Стихийное признание в причастности | "Псевдонаучный
        и щедро подслащенный
        поэтической образностью
        трактат" о чувстве Города
        (выкладывается на правах
        артефакта). (Интересно упоминание "генетического кода", т.е. попытка стереотипно свести национальное чувство с чувством родства). | 
| Империя как детская болезнь цивилизации | Нация - это не
        обязательно генетика. Бывает и
        наоборот. Динамика возникновения и развития этносов, скрепленных не общностью генетики, а общностью мировоззрения, в модели Льва Гумилева. Социальные структуры, порождаемые "этносами второго рода". Историческая роль "этносов второго рода" в преодолении имперского сознания. Примеры и перспективы. Опубликовано в журнале "ИNАЧЕ" #4 | 
| Одинокая птица, или Рыба без трусов | О русском
        роке и постсоветской мифологии
        (одна из самых первых
        автоэтнографических работ,
        ныне во многом устарела, но
        главные выводы остаются в
        силе). Опубликована в газете "НГ-Религии" - 10.02.1999 | 
| ПЕТЕРБУРГ: крах
          мифа и кризис иллюзий Д.Голынко-Вольфсон | "Более молодые
          художники начала девяностых
          относятся к петербургскому мифу
          скорее отстраненно, с позиций
          непричастности и всеведения;
          складывая игровые композиции из его
          стилизованных обломков, они
          неожиданно точно улавливают
          размазанный колорит нынешнего
          Петербурга. Техникой, соответствующей
          такой реанимации, чаще всего
          оказывается черно-белая фотография,
          иногда посеребренная и специально
          процарапанная (например, фотографии
          Виктории Буйвид или Павла Васильева).
          Она, по словам Ролана Барта,
          неприукрашенно передает
          неподвижность постсмертной "гиперреальности",
          холодное очарование мумифицированной
          пустоты." Опубликовано в газете "На дне" | 
| Между
          Диснейлендом и саркофагом Д.Голынко-Вольфсон | "... Если собрать
          все это воедино (и кое-что другое),
          могла бы получиться небольшая,
          камерная, вполне постсовременная
          экспозиция, названная с грустным
          стебом "О любви и смерти
          петербургского мифа". Такая же
          камерная, неагрессивная, приватная,
          как и само нынешнее петербургское
          искусство, переместившееся из
          кухонных катакомб семидесятых в
          гостиные и мини-салоны, где ведутся
          беседы и культивируются техники
          досуга, позволяющие петербургским
          художникам избавиться от давящих
          комплексов непризнанности и
          постоянного дефицита
          востребованности. И само искусство
          такого города - в условиях
          постмифологизма, отсутствия
          честолюбивой гонки и рыночной
          продаваемости - становится одной из
          техник досуга, сугубо самодеятельным
          занятием." Опубликовано в "Художественном журнале" #24 | 
| О поколении душеприказчиков | Накат о смене поколений в рок-н-ролле, написанный по следам президентских выборов 2000 года. Сумбурен, но концептуально важен. | 
| Письмо в пустом конверте | Акценты
        наступающего десятилетия:
        "albedo" (умиротворение),
        консервация и кристаллизация,
        "поколение свиней".
        Релятивистская модель
        "испарения черных дыр" как
        преодолевающая "новые
        семидесятые" дивергентная
        перспектива. "Остаемся зимовать" как отступление из
        области ресурсов в область
        моделей. Намерено быть опубликованным в журнале "ИNАЧЕ" #5 | 
| От дебюта к
        миттельшпилю С.Переслегин | Сумерки футурологии и социального моделирования? Нет, всего лишь исчерпание набора первоэлементов, базисных векторов; синтез, construction - только начинается... | 
| Десятилетний план | Метастратегический
        план Города на ближайшее
        десятилетие "Строительная" ("Дом на сваях"), "материнская" ("Голубая стрела"), "охранительная" ("Том ждет...") и деструктивная ("Россия, 37") задачи Города. Идеологические лидеры ("зимняя администрация Города") и специфика воплощения. | 
| Нулевые
          годы русской литературы Антон Савин | "Апокалипсис останется одним из главнейших фактов русской культуры и жизни еще долго-долго, наверно, навсегда. Вопрос в том, что наряду с ним должны потихоньку проявляться и контуры
           пост-апокалипсического существования". Опубликован в "Литературной газете" | 
| О
        влиянии литературы на общество
        и об ответственности писателя (С. Переслегин) | "Моя лично гипотеза гласит, что мы находимся в зоне, непосредственно следующей за зоной разрушения. Когда одна социальная структура уже уничтожена и не существует, другой структуры нет, и более того, нет даже представления о том, как эта другая структура должна выглядеть. Тем самым, именно в наше время воздействие литературы на общество может быть сколь угодно большим... <> Отсюда резко повышается ответственность писателя за то, что он делает, а в еще большей степени — за то, что он не делает. Ибо сейчас сложилась как раз та самая ситуация, когда неделание есть куда более критичная вещь, чем делание". | 
| Муравьи | Декларация
        абсолютного исполнительства,
        или крайне сумбурное изложении
        концепции самореализации
        через сопричастность.
        Частично устарела. Опубликована в сетевом журнале "Conner Peripherals" | 
| Море исчезающих времен | Архетип
        "моря исчезающих времен",
        "бездны" - один из
        стержневых в уральской
        традиции. В статье разбирается
        его связь с представлениями о
        времени (циклическом и
        линейном), а также о Замысле и
        отпадении от Замысла. Статья намерена быть опубликованной на сайте концептуальной агатомании | 
| Иерусалим_2010 (трилогия, ч. 1) | "Иудейская
        трактовка прогресса" и
        цивилизационные корни
        петербургского
        технократического урбанизма. "Прогрессорский императив" как градообразующее начало; его "подводный" и "надводный" дискурсы, искажающие трактовки и вероятная роль в планетарном "историческом проекте". (приложение к стенограмме заседания клуба "Запад - Запад") | 
| "Две
        стороны разлома веков" (трилогия, ч. 2) | Антропоцентризм
        в России сдох вместе с Концом
        Века - по крайней мере, сами
        гуманисты это почти что
        признали... Сравнительный анализ альбомов "Чужая Земля", "Magenta" и "25-й кадр". | 
| "Шел,
          нашел и потерял" (трилогия, ч. 3) | Лирический герой
          Сергея Селюнина ("Выход")
          в контексте "Града
          обреченного" и "Прогулок
          по воде", или Кризис прогрессорского императива как конечного оправдания индивидуальной судьбы. | 
| Молот и крест советского инженера | Стереотип
        советского инженера как
        вариант стереотипа
        практикующего мага. Портрет,
        история и перспективы.
        "Китежская" модель
        управления как мотивация
        символическим знанием ("сделайте
        мне ясно"). Явление "лукумонства" и келейной
        технократической
        субкультурности как итог
        десоциализации советского
        инженера. "Существует реальная возможность возвращения лукумонов к Традиции – не к антропоморфной подделке под Традицию вроде мраксизма, не к схоластическим арктогейно-водолейным спекуляциям, а к причастности на экзистенциальном уровне". | 
| Интервью LXE... | ...о
        конструктивном
        фундаментализме и
        автоэтнографии. Развернутое
        изложение мировоззрения, в
        котором причастность
        понимается как сотрудничество.
        Ценно также тем, что в нем
        дается определение чуда в
        терминах теории информации, а
        также описание ритуала как
        синхронизирующей составляющей
        коммуникативного процесса. Вышло в рассылке "Интервью для Упельсинки" на Subscribe.Ru | 
| Интервью с Сергеем Переслегиным | Специализация
          среди современных интеллектуалов на
          глазах оборачивается клановостью.
          Есть сетевые посиделки постструктуралистов,
          есть "соционическая
          тусовка", есть "Либертариум"
          с его особым интересом к
          микроэкономике и криптографии, есть
          "традиционалисты"
          с неизбежным Рене Геноном - как если бы
          в начале века существовал "клуб
          любителей теории относительности".
          Что это - страх потеряться в океане
          смыслов? Тем большее уважение
          вызывает человек, не ограниченный ни в
          сфере моделей, ни в сфере их
          применения. Аналитик с заглавной
          буквы. Военный историк. Литературный
          критик. Социолог. Психолог.
          Организатор. (по поручению газеты "Невское время") | 
P.S. Благодарим Юрия Нестеренко за конструктивную критику и фактические поправки.