ОПОРНЫЕ ТОЧКИ
цивилизации Петербурга - Урала

META CONTENT
Кто мы такие?
Пространство Города
Смена поколений
Поиск предназначения

Комментарии
Оппозиции
Компиляции


Вид сверху

Реальность как тепловой двигатель Лучший способ борьбы с вульгарной метафизикой - построить свою, правильную (т.е. не просто максимально корректную к физике как таковой, а являющуюся ее концептуальным обобщением). Рок-н-ролл - это один из важных шагов человечества к такому единству переживания (образа), поклонения (культа) и понимания (символа), которое, донося первичные динамические принципы Реальности, снимает множество "тайных доктрин", принимаемых на веру, автоматически.
"Роза мира" как символический язык SWOT-анализа В социологии и менеджменте все чаще признается равноправие качественного ("экспертного") анализа количественному ("имитационному") моделированию. Для "поверхводного" (комплексно-релятивного) мышления в этом нет ничего экстраординарного: в конечном счете, такие, например, факторы, как "индекс потребительских цен" и "уверенность людей в будущем", в равной степени агрегатны, т.е. синтетичны и лишены реального смысла.
В этом контексте возвращение архаичных метапсихологий и метасоциодинамик ("герметических наук") к магистральной ветви современного системного анализа важно по двум причинам: повторное использование (т.е. экономия) моделей и значительная практика комплексно-релятивного мышления как такового.
ФИЛОСОФИЯ ГОРОДА
(В.Ванчугов)
том_1, том_2, том_3
"Эта книга задумывалась мною как своеобразный философский путеводитель по городу, для чего и было предпринято поучительно-развлекательное изложение различных способов запечатлеть лицо города, передать его дух (душу), так что пришлось систематизировать по возможности все философские и литературные приемы кристаллизации духовности, порождаемую преимущественно городской цивилизацией."

Особое внимание обратите на концепт "соборности понятий".

Мистицизм как цель и фантастика как метод
(А. Смирнов)
Один из последних (и лучших) манифестов того синтезирующего взгляда на реальность, который Д.Андреев назвал "сквозящий реализм".

"...совсем не обязательно привлекать внимание аудитории к той или иной проблеме, умышленно вводя в повествование фантастический компонент. Гораздо честнее ещё раз показать читателю, что стопы его попирают пустоту и тем самым ещё раз указать на главный, неразрешимый вопрос, из которого вытекают все остальные. При имеющемся изобилии взглядов на сущность человека и Бога, а также цели и задачи мироздания, можно думать что угодно об устройстве мира - брать любую мысль, мало-мальски обоснованную в пределах наших скудных опыта и разумения, и облачать её в реальные одежды."

Символы жизни и смерти в образах Петербурга
М.С. Уваров
"Все определения подходят к нему - и карсавинский опыт, и хейзинговская "осень средневековья", как пора благодатная, творческая, и бахтинский образ "смеховой культуры", и исторические инверсии, принадлежащие культуре ХХ века. Он может вобрать в себя любые традиции, даже те, которые, казалось бы, ему не присущи "от века". И когда осознается эта простая истина, неизбежно встает вопрос о метафизике процесса "сборки", ассимиляции традиций. Что кроется за рамками видимого, что систематизирует облик Петербурга и является его метафизической доминантой? Очевидно, что в природе Петербурга заключен особый род ментальности, связанный с проблемой жизни и смерти."

Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ

От региона к стилю Творческая школа как побочный продукт космического мифа. Классификация цивилизаций, вывод мироотношения из миропонимания, культовой практики из мироотношения, творческой школы из культовой практики. Примеры.

Доклад прочитан 25.06.2002 на конференции "Санкт-Петербург и Северо-Запад России: история, культура, современность".

О себе

Кто такие горожане?
А.М. Буровский
Популярное изложение западноевропейских истоков специфично-городской ментальности: примат абстрактной нормы, магдебургское право, организация пространства.

<..> И тогда новый гражданин сам пришел в ратушу и предложил: пусть он уйдет, и пусть герцог сделает с ним все, что хочет, но пощадит остальной город. <...> И Совет постановил наутро: продолжать войну с герцогом до тех пор, пока герцог не отступится от города или пока в городе есть еще живые люди. А обидчику герцога город запрещает уходить и запрещает отдавать себя во власть герцога <...> его судьба - в руках города.

Глава из книги "Россия, которой не было"

Гамлет и Дон-Кихот
И.С.Тургенев
Рождение "городских этнических типов" из духа идеократии.

"Мы сказали, что одновременное появление "Дон-Кихота" и "Гамлета" нам показалось знаменательным. Нам показалось, что в этих двух типах воплощены две коренные, противоположные особенности человеческой природы - оба конца той оси, на которой она вертится. Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон-Кихота, либо на Гамлета. <...> Объяснимся. Все люди живут - сознательно или бессознательно - в силу своего принципа, своего идеала, т. е. в силу того, что они почитают правдой..."

"Городская революция" и будущее идеологий в России:
цивилизационный смысл большевизма
.
+ч.2, ч.3, ч.4
В.Цымбурский

"Городская революция, - кстати, охватывающая значительно больший временной период, чем только годы большевистского правления - и может, и должна рассматриваться как эндогенное цивилизационное движение-миттельшпиль с типологическими параллелями в истории многих крупных геокультурных сообществ Евро-Азии из числа т.н. цивилизаций."

Опубликовано в "Русском журнале"

Город как деструктивный культ
+часть 2
Ю.Солозобов
"Дорогие жители и гости столицы! Будьте достойны своего города!" - "Коренные" жители мегаполиса, внешне ничем не отличающиеся от новичков, моделируют счастье, жизнеспособность и безусловное принятие правил игры. Изменение сознания "новичков" происходит путем мощных социальных подкреплений. Эти подкрепления включают благоприятное мнение, похвалу и видимость процветания. Неприемлемое поведение вызывает немедленную единообразную реакцию всех лидеров группы; они все опечалены, но не гневаются. Взаимодействия в такой группе направлены на возвращение в состояния, похожие на детские."

Опубликовано в "Русском журнале"

Петербургский технократический урбанизм и рок-н-ролльная традиция Последнее подробное исследование мифа Санкт-Петербурга.
Стереотип "преодоления исчерпанием". Основные доминанты космополитической урбанистической идеи - социология, эстетика, этика, технократия, космогония и эсхатология.
Разбор, помимо рок-н-ролла, краем зрачка включает в себя и некоторые культовые фигуры Серебряного века.

II конференция филфака ТвГУ "Рок-поэзия - текст и контекст" - 16.09.2000

Stranger in the mirror Региональный архетип Урала как органичное дополнение регионального архетипа Петербурга. Есть даже некоторые причины полагать, что обе доминанты суть два равноправных концепта одного "урбанистического этноса", наподобие китайского дуализма "даосизм - конфуцианство".
Исследователи финно-угорской традиции, а также культовых фигур Свердловского рок-клуба wanted.
Cудьба барабанщика в русской литературеr Основные доминанты "уральства"- этика, эстетика, антропология, социология. Развитие стереотипа от "Гамлета" до Шахрина и "Смысловых галлюцинаций", детская литературы (Лермонтов - Вагнер - Чарская - Гайдар - Крапивин - Лукьяненко) как отражение его эволюции.
Урбанистическое сознание как интегративная доминанта сетевого общества "...задача идентификации петербургского этноса включает в себя выделение тех доминант (values), которые свойственны петербургскому проекту и только ему..."
Одно из первых изложений специфического набора ценностей Северо-Запада для "политкорректных академиков".

(стенограмма содоклада в клубе "Запад - Запад")

Организация пространства
метапроект: mumidol.ru/niifiga

Имплозия городского пространства
А.Карпов
"Процесс невероятного развития городов и городской культуры в течение последних 200 лет описывается и интерпретируется разными, подчас противоположными способами - в зависимости от парадигмы, как правило. Тем не менее, в подавляющем большинстве исследований удивительным образом существует своего рода консенсус о причинах появления специфического городского образа жизни. Сущностной характеристикой жизни людей в большом городе является повышенная частота контактов с другими людьми. Смысл эпитета "повышенная" в данном случае состоит не только в отличии города нового времени от городов предыдущих эпох, а скорее в постоянном превышении уровня контактов, допустимого для психики."

Опубликовано в сборнике МОНФ, серия "Новые перспективы"

Описания древних городов в контексте системы пространственных представлений
Чащина С.В.

"...Это не просто пространство огороженное, внутреннее, свое, отделенное стенами или просто пропаханной чертой померия от пространства внешнего, чужого. <...> говоря о способах описания города как места мы можем выделить два базовых подхода... В первом случае город описывается сквозь призму самых разнообразных процессов, событий и т.д., в нем происходящих. <...> Второй подход встречается, главным образом, в частных и преимущественно практико-ориентированных сферах культуры: это градостроительные модели города, где данное пространство «заполняется» в соответствии с той или иной доктриной. Нетрудно заметить, что прослеживая эволюцию самих подходов к городскому пространству, мы <...> наблюдаем последовательный переход от качественного подхода (и соответственно описания качеств города) к абстрактно-измерительному (описание «внешних», материальных характеристик городской организации)."

Доклад на конференции "Эволюция текста в традиционных и современных культурах" (КПГУ, 27-29.03.2002)

Ключевые символы Города Многоэтажность и Черное солнце. Умершие во сне. Кухня. Маленькая девочка со взглядом волчицы. Трамвай и Железная дорога. Метро. Промзона (-"отчуждения"). Белая стена. "Вишневый камень" ("хрустальная птица", "чужая", "растворившиеся боги"). Покинутая пограничная полоса. Эта и Та стороны окна. Осень как преодоление исчерпанием. Белые колонны. Азия ("Шахта", "Горный хрусталь", "хроносинкластический инфундибулум"). Северная Мгла. Звезда Сосны на морском берегу.
Путешествие в Стамбул
(И. Бродский)
Фрагменты о "принципе орнамента" и "принципе ковра" - одна из интерпретаций многоэтажности и надстройки как ее источника; тем более ценная, что она сделана не только практиком, но и одним из теоретиков комплексно-релятивного подхода ("транс-соборности понятий").

Приводится по сборнику эссеистики Бродского издательства "Текст"

Город и Таинственное Попытка проанализировать некоторые эмоциональные особенности петербургского мировосприятия, исходя из концепции платоновского идеализма.
В поисках дома
Е.Разова
Идея Дома (освоенного космоса)

Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ

Пристанище метафизики
Е.Разова 
Идея Пути (поиска истины). Жанр "фэнтези" как метафизический мысленный эксперимент.

Опубликовано на кафедре философской антропологии СПбГУ

Стихийное признание в причастности "Псевдонаучный и щедро подслащенный поэтической образностью трактат" о чувстве Города (выкладывается на правах артефакта).

(Интересно упоминание "генетического кода", т.е. попытка стереотипно свести национальное чувство с чувством родства).

Организация времени
метапроект: mumidol.ru/hna

Империя как детская болезнь цивилизации Нация - это не обязательно генетика. Бывает и наоборот.
Динамика возникновения и развития этносов, скрепленных не общностью генетики, а общностью мировоззрения, в модели Льва Гумилева. Социальные структуры, порождаемые "этносами второго рода". Историческая роль "этносов второго рода" в преодолении имперского сознания. Примеры и перспективы.

Опубликовано в журнале "ИNАЧЕ" #4

Одинокая птица, или Рыба без трусов О русском роке и постсоветской мифологии (одна из самых первых автоэтнографических работ, ныне во многом устарела, но главные выводы остаются в силе).

Опубликована в газете "НГ-Религии" - 10.02.1999

ПЕТЕРБУРГ: крах мифа и кризис иллюзий
Д.Голынко-Вольфсон
"Более молодые художники начала девяностых относятся к петербургскому мифу скорее отстраненно, с позиций непричастности и всеведения; складывая игровые композиции из его стилизованных обломков, они неожиданно точно улавливают размазанный колорит нынешнего Петербурга. Техникой, соответствующей такой реанимации, чаще всего оказывается черно-белая фотография, иногда посеребренная и специально процарапанная (например, фотографии Виктории Буйвид или Павла Васильева). Она, по словам Ролана Барта, неприукрашенно передает неподвижность постсмертной "гиперреальности", холодное очарование мумифицированной пустоты."

Опубликовано в газете "На дне"

Между Диснейлендом и саркофагом
Д.Голынко-Вольфсон
"... Если собрать все это воедино (и кое-что другое), могла бы получиться небольшая, камерная, вполне постсовременная экспозиция, названная с грустным стебом "О любви и смерти петербургского мифа". Такая же камерная, неагрессивная, приватная, как и само нынешнее петербургское искусство, переместившееся из кухонных катакомб семидесятых в гостиные и мини-салоны, где ведутся беседы и культивируются техники досуга, позволяющие петербургским художникам избавиться от давящих комплексов непризнанности и постоянного дефицита востребованности. И само искусство такого города - в условиях постмифологизма, отсутствия честолюбивой гонки и рыночной продаваемости - становится одной из техник досуга, сугубо самодеятельным занятием."

Опубликовано в "Художественном журнале" #24

О поколении душеприказчиков Накат о смене поколений в рок-н-ролле, написанный по следам президентских выборов 2000 года. Сумбурен, но концептуально важен.
Письмо в пустом конверте Акценты наступающего десятилетия: "albedo" (умиротворение), консервация и кристаллизация, "поколение свиней". Релятивистская модель "испарения черных дыр" как преодолевающая "новые семидесятые" дивергентная перспектива. "Остаемся зимовать" как отступление из области ресурсов в область моделей.

Намерено быть опубликованным в журнале "ИNАЧЕ" #5

От дебюта к миттельшпилю
С.Переслегин
Сумерки футурологии и социального моделирования? Нет, всего лишь исчерпание набора первоэлементов, базисных векторов; синтез, construction - только начинается...
Десятилетний план Метастратегический план Города на ближайшее десятилетие

"Строительная" ("Дом на сваях"), "материнская" ("Голубая стрела"), "охранительная" ("Том ждет...") и деструктивная ("Россия, 37") задачи Города. Идеологические лидеры ("зимняя администрация Города") и специфика воплощения.

Нулевые годы русской литературы
Антон Савин
"Апокалипсис останется одним из главнейших фактов русской культуры и жизни еще долго-долго, наверно, навсегда. Вопрос в том, что наряду с ним должны потихоньку проявляться и контуры пост-апокалипсического существования".

Опубликован в "Литературной газете"

О влиянии литературы на общество и об ответственности писателя
(С. Переслегин)
"Моя лично гипотеза гласит, что мы находимся в зоне, непосредственно следующей за зоной разрушения. Когда одна социальная структура уже уничтожена и не существует, другой структуры нет, и более того, нет даже представления о том, как эта другая структура должна выглядеть. Тем самым, именно в наше время воздействие литературы на общество может быть сколь угодно большим... <> Отсюда резко повышается ответственность писателя за то, что он делает, а в еще большей степени — за то, что он не делает. Ибо сейчас сложилась как раз та самая ситуация, когда неделание есть куда более критичная вещь, чем делание".

Поиск предназначения
метапроект: mumidol.ru/cino

Муравьи Декларация абсолютного исполнительства, или крайне сумбурное изложении концепции самореализации через сопричастность. Частично устарела.

Опубликована в сетевом журнале "Conner Peripherals"

Море исчезающих времен Архетип "моря исчезающих времен", "бездны" - один из стержневых в уральской традиции. В статье разбирается его связь с представлениями о времени (циклическом и линейном), а также о Замысле и отпадении от Замысла.

Статья намерена быть опубликованной на сайте концептуальной агатомании

Иерусалим_2010
(трилогия, ч. 1)
"Иудейская трактовка прогресса" и цивилизационные корни петербургского технократического урбанизма.
"Прогрессорский императив" как градообразующее начало; его "подводный" и "надводный" дискурсы, искажающие трактовки и вероятная роль в планетарном "историческом проекте".

(приложение к стенограмме заседания клуба "Запад - Запад")

"Две стороны разлома веков"
(трилогия, ч. 2)
Антропоцентризм в России сдох вместе с Концом Века - по крайней мере, сами гуманисты это почти что признали...

Сравнительный анализ альбомов "Чужая Земля", "Magenta" и "25-й кадр".

"Шел, нашел и потерял"
(трилогия, ч. 3)
Лирический герой Сергея Селюнина ("Выход") в контексте "Града обреченного" и "Прогулок по воде", или
Кризис прогрессорского императива как конечного оправдания индивидуальной судьбы
.
Молот и крест советского инженера Стереотип советского инженера как вариант стереотипа практикующего мага. Портрет, история и перспективы. "Китежская" модель управления как мотивация символическим знанием ("сделайте мне ясно"). Явление "лукумонства" и келейной технократической субкультурности как итог десоциализации советского инженера.
"Существует реальная возможность возвращения лукумонов к Традиции – не к антропоморфной подделке под Традицию вроде мраксизма, не к схоластическим арктогейно-водолейным спекуляциям, а к
причастности на экзистенциальном уровне".
Интервью LXE... ...о конструктивном фундаментализме и автоэтнографии. Развернутое изложение мировоззрения, в котором причастность понимается как сотрудничество. Ценно также тем, что в нем дается определение чуда в терминах теории информации, а также описание ритуала как синхронизирующей составляющей коммуникативного процесса.

Вышло в рассылке "Интервью для Упельсинки" на Subscribe.Ru

Интервью с Сергеем Переслегиным Специализация среди современных интеллектуалов на глазах оборачивается клановостью. Есть сетевые посиделки постструктуралистов, есть "соционическая тусовка", есть "Либертариум" с его особым интересом к микроэкономике и криптографии, есть "традиционалисты" с неизбежным Рене Геноном - как если бы в начале века существовал "клуб любителей теории относительности". Что это - страх потеряться в океане смыслов? Тем большее уважение вызывает человек, не ограниченный ни в сфере моделей, ни в сфере их применения. Аналитик с заглавной буквы. Военный историк. Литературный критик. Социолог. Психолог. Организатор.

(по поручению газеты "Невское время")

P.S. Благодарим Юрия Нестеренко за конструктивную критику и фактические поправки.