КОММЕНТАРИИ
ИСКУССТВОВЕДОВ
|
Комментарии Оппозиции Компиляции META
CONTENT |
Сколько
смыслов в "Медном всаднике"? Е.Эткинд |
"В эту "петербургскую
повесть" разные читатели-критики
вкладывали порой едва ли не
противоположные смыслы. Так, с точки
зрения Белинского, в Петре воплощена
коллективная воля, а в Евгении -
индивидуальное начало, которое этой
волей растоптано; напротив, Дмитрий
Мережковский видел в Евгении "Я",
растворенное в Боге, между тем как
Петр - носитель индивидуального
начала. С точки зрения Владислава
Ходасевича, в Медном всаднике
сосуществует по меньшей мере семь
различных содержаний, уживающихся
друг с другом..."
Опубликовано в "Русском журнале" |
Город
реальный и умышленный
Е. Жерихина |
"Все знают и постоянно упоминают о том, что Достоевский кончил Николаевское инженерное училище. И при этом забывают, что основным предметом изучения в нем были строительные и архитектурные дисциплины. <...> И хотя Достоевский бросил военно-инженерное поприще вскоре после окончания училища, знания его не могли не выявиться в его текстах. Просто среди исследователей его творчества не было ни одного профессионального строителя". |
Цикл
В.Ф.Ходасевича “Из окна” как фрагмент
Петербургского текста Е.Ю.Куликова |
"В созданный циклом “Из окна” сюжет конца света вводится мотив снов, используемый Ходасевичем в романтическом контексте в сборнике “Путем зерна” и приобретающий двойственное значение в “Тяжелой лире”: сны спасают от “грязной” действительности, но и тяготят своей иллюзорностью <...> Снам придается отчетливый отрицательный оттенок, потому что ненавидимый поэтом мир спасет не уход в мечту, а разрушение. Между тем второе стихотворение цикла “Из окна” и является описанием мечты, только мечта эта носит не креативный, а эсхатологический характер. Отрицая сны, уводящие душу в прекрасный мир небожителей (“Элегия” 1921 г.), поэт отказывается и от земной действительности. Но отказ не обозначает пассивную позицию Ходасевича, а свидетельствует о невозможности личностного, не зависимого ни от кого существования в мире. В лирике Ходасевича творчество возникает на стыке реальности и инобытия..." |
"Реквием"
А.А.Ахматовой в пространстве и
времени Петербурга М.С.Уваров |
"Когда,
например, в послевоенный
период издаются сборники
петербургской (ленинградской)
поэзии, в которых эта
напряженная доминанта
отсутствует, то такие книги,
кажется, написаны <> о
городе, который лишен
собственной судьбы. Его
история начинается "над
вольной Невой" где-то в
пятидесятые-шестидесятые годы
XX века и почти
"отрекается" от всего,
напоминающего трагедию и
смерть... <> Важно то, что
удивительным образом
советская поэзия
воспроизводит здесь хорошо
известный еще по Петербургу
Достоевского и Гоголя архетип
ирреального,
"умышленного" города. <>
Ахматовское видение
Петербурга-Ленинграда,
запечатленное в блокадных
стихах поэта, нарушает эту
странную закономерность и
фактически, сосуществуя с ней,
разоблачает ее." Доклад, прочитанный на конференции "Ахматовские чтения-2000". |
Аспекты
традиции в рамках нового поэтического
жанра Т.Е.Логачева |
...поскольку рок-поэзия
создается поэтами, ориентирующимися
на массовое сознание, для обозначения
в ней темы Петербурга используются
лишь знаки Петербургского текста и
петербургских мифов. Тем не менее «вписанность»
лирики Б. Гребенщикова, А. Башлачева и
Ю. Шевчука в Петербургский текст, хотя
и на «низовом» его уровне, позволяет
сделать вывод о том, что корни русской
рок-поэзии следует искать не только в
англо-американской, но и в
национальной литературной традиции.
Опубликовано в сборнике "Вопросы онтологической поэтики" |
Мужчина! Это рыбный отдел! | Лучшая защита
- это нападение. Книжка Зуфара Кадикова "Жизнь пророка света" послужила неплохим поводом высказать наше мнение об истинных мировоззренческих доминантах творчества Виктора Цоя. |
Хроника
хронического позора (К.Хорошилов) |
Личность и
деятельность Бекхана
Барахоева в контексте эволюции
русского рока и соображений
абстрактного гуманизма открытое письмо на сайт |
Рецензия
на альбом "Пятиугольный
грех" Евгенiй Iz |
"БГ с
годами не утихает, сейчас его
даже интересней слушать -
обостренный пафос временами
легко оборачивается
язвительными частушками,
плавно переходящими в
парадоксальные романсы.
"Террариум", вероятно,
является той структурой,
которая призвана довести до
очищающей линзы бессмыслицы
многие авторитетные потоки
сознания, потребляемые в
масштабах страны и
содружества. Впрочем, если эта
линза просуществует в качестве
одноразового инструмента - БГ
скажет, что этот проект свою
задачу выполнил и слава
Богу." опубликовано на Обсервере и Шоссе электрических псов |
"Одиссея
3000" (MIKSA group) |
Еще один
вариант разбора альбома
"3000". Интересен, помимо
прочего, явными отсылками к
карело-финской мифологии. опубликован на сайте "Уральский рок". |
Диалог цивилизаций внутри европейской культуры абсурда | Советский народ без ума от британских национальных героев. Маршак переписал Шекспира, Заходер - Кэролла. Высоцкий спел всех персонажей "Алисы" и заодно Гамлета, оставив Летову Офелию. Ливанова признают самым шерлоковистым Холмсом планеты. Лимерики (в непереносимости которых убежден мистер Пристли из курса "Основательного английского" Эккерсли) стали массовым жанром детского поэтического творчества. Похождения великого хакера Винни-Пуха вошли в классику фидошного фольклора. Старая добрая Англия? Бросьте. Все свои в доску. |
Сравнительная
интерпретация мистических
мотивов Гумилева и Хлебникова (Д.Яцутко) |
В продолжение
предыдущей статьи: "лирический
герой Гумилёва - европейский
спиритуал, европейский
романтик: для того, чтобы
ощутить мистические
переживания, герой Гумилёва
отправляется в Африку, в другие
экзотические локусы, которые и
воспринимает именно как
экзотические. <...>
Лирический герой Хлебникова
постоянно находится в
мифологическом времени, и
мистическое переживание для
него - это уход во время старших
богов или куда-то ещё. Куда?
<...> противоположностью
божественного для лирического
героя Хлебникова является
мирское, земное, человеческое.
Именно поэтому его мистические
переживания столь грубы и
объёмны: его кубистическое
искусственное мировое древо..." Статья опубликована на teneta.rinet.ru в рамках проекта "Русскiй языкъ" (http://faq.at/rusjaz). |
Прорыв в себя | ...или накат о
вертикальном прогрессе и
Великом джихаде (кому как
нравится). Эволюция русского рока от "коллективного наступательного" восьмидесятых к индивидуализму и самодостаточности девяностых в свете творчества Александра Васильева. "Комната, лишенная зеркал" как концепция интравертного саморазвития. Опубликовано в журнале "ИNАЧЕ" - #4 |
Как появляются дети | Роль
уральской рок-традиции в
разрушении симулятивной
решетки массовой
аудитории: трансгрессивная
миссия Славы Бутусова и Глеба
Самойлова. Разобраны альбомы "Овалы" и "Майн Кайф" |
Когда взойдет весна | "Никогда"
Вадима Самойлова с точки
зрения дихотомии "Город -
Море" ("Космос - Хаос").
Опубликован на сайте концептуальной агатомании |
Рыцарь
отражений (UglySwan) |
"Четыре
слова" Вадима Самойлова как
диалектическое дополнение
"упорядоченного космоса".
Опубликован на сайте концептуальной агатомании |
Динамика
миротворения UglySwan |
Наглядная
демонстрация двух вариантов идеалистической
онтологии: диалог Пилота и Друга в
позднем творчестве группы "Агата
Кристи".
Опубликовано на сайте концептуальной агатомании |
Петербургский пантеон | Локальная идентичность и социально-политические мифы Петербурга. (приложение к докладу в клубе "Запад - Запад") |
О Ходже Насреддине к трехсотлетию СПб | Самый
эффективный способ борьбы с
"чужими" - ассимиляция.
Применительно к Петербургу и
его окружению: лучший способ
борьбы с прогрессором - это
превращение его в патриарха,
подмена фундаменталистского
лидерства лидерством по праву
"главы рода". Лучший
способ борьбы с Проектом - это
превращение его в "общество
взаимного
жизнеобеспечения". Именно так русский народ (при явной помощи придворной историографии - начиная с Мосальского и "Стрельцов") поступил с фигурой Петра, снабдив ее привычной атрибутикой "царя-батюшки". <> Из той же оперы - и "матушка Екатерина", и "дедушка Ленин". |
Дворы
и стены (Е. Николаева) |
Концептуальное
интервью фотографов Владимира
и Юлии Тезиных об
организации пространства. "Зачастую дома, имеющие общий двор, тем более систему дворов, созданы в разное время, разными архитекторами, имеют разные судьбы. Можно сказать, что двор имеет нескольких авторов, а значит, не имеет конкретного автора вообще. <...> Удивительно, что такая "непредумышленная" архитектура имеет такую явную внешнюю целостность и такую глубокую внутреннюю силу, какие редко можно почувствовать даже в признанных архитектурных шедеврах." Опубликовано в газете "Петербургский Час*Пик" |
Строители
проходного двора (В. Степанова) |
Статья
(заметка) о базовых ориентирах
("вверх" и "вперед")
пространства Города и их
преломлении в культах XX века. От вебмастера: текст написан несколько ломаным стилем и может показаться трудным для восприятия. Но вчитаться рекомендую по одной простой причине: я нигде ранее не встречал такого компактного изложения координатной системы "внешней стороны окна" - "деятельной" вертикали и "созерцательной" горизонтали. |
Одиссея после Илиады | Метастратегический
план Урала на ближайшее
десятилетие Продолжение темы профессиональных архетипов: уральский архетип шахтера, добывающего первоэлементы из субстрата. Легенда о Шубине как центральный миф плотного мира. Прием "присвоения" стереотипов субстрата (субкультуры, стиля). Акценты эпохи Безлюдных пространств и "выноса обломков": альбомы "3000" и "Элизобарра-Торр". |