Андрей бесцельно разгладил газету и сказал: -- Первый? А почему -- первый? -- Потому что их еще много впереди, -- произнес голос Наставника. Тогда Андрей, стараясь не смотреть в ту сторону, откуда доносился голос, поднялся и прислонился плечом к шкафу у окна. Черный колодец двора, слабо освещенный желтыми прямоугольниками окон, был под ним и над ним, а где-то далеко наверху, в совсем уже потемневшем небе горела Вега. Совершенно невозможно было покинуть все это снова, и совершенно -- еще более! -- невозможно было остаться среди всего этого. Теперь. После всего. Аркадий и Борис Стругацкие |
Первое мое впечатление о группе "Выход" - из наутилусовского "Отчета за десять лет". Они перепели "Прогулки по воде"; и я, и все мои знакомые в один голос утверждали, что это самый отвратный ремикс из всего альбома. Нам всем, эстетам и панконенавистникам, от него отдавало грубостью, летовщиной и сапогами. То ли дело прозрачнейшая напевность оригинала...
Через год одна из тех знакомых сказала мне, что Найк Борзов трогательный и романтичный. И крыть было нечем.
Никто из нас не подумал тогда, что реальность "Прогулок по воде" - если и сказка, то сказка довольно-таки страшная. "Наутилус" был для нас чем-то вроде Андерсена для десятилетних: крылья, снег, эльфы, балерины, любовь, красивая своей обреченностью. Мы (как впоследствии оказалось, вслед за Ницше) "оправдывали бытие как эстетический феномен"; тот факт, что оловянный солдатик расплавился, а балерину сожгли, превращал наш вечерний чай (переходящий в ночной) в особый ритуал самолюбования, а нас самих - в капитанов, стоящих на башнях.
Овощам - время.
Я понял, что
особенность творчества СиЛи в том, что
на него надо "подсадить". Мне ВЫХОД
не нравился, пока меня буквально
заставили прослушать несколько его
записей. А теперь это - любимейшая
группа. Видимо, поэтому Силя не получил
пока очень широкой популярности.
Имя: Работник
Сна , E-Mail: mas@starline.ee, |
Андрей, как известно из второго куплета, не врубился. Пошел домой с пескарями.
Интересно, что практически одновременно с "Чужой землей" (и с "Непрерывностью простых вещей") вышла книга еще об одном Андрее: "Град обреченный". Мы уже упоминали о ней в "Иерусалиме 2010" в связи с идеей Храма - "здания культуры", систематического склада "всего лучшего, что придумало человечество за сто тысяч лет, всего главного, что оно поняло и до чего додумалось"; мы уже обнаруживали в эссеистике Бродского совпадение идеи Города с идеей языка; и, в конце концов, мы можем сказать, что когда Город надстаивает новые этажи - он не столько "творит все новое", сколько придумывает новые понятия (образы, символы, кирпичи), вечно защищаясь от непредсказуемости Болот, находясь к объективной реальности в отношении брони к снаряду. Именно строительство Храма "апостол Андрей" из "Града обреченного" (с подачи спутника Изи Кацмана - неплохой, кстати, двойник для селюнинского Брата Исайи?) принимает как "единственную видимую цель".
Задача решена?
Еще год назад нам самим казалось, что да - если не принимать во внимание того, что Град все равно обречен, а Наставник что-то говорит о следующих классах "экзистенциального образования".
Фактически, весь "Выход" - это продолжение "Града". Сохранена эстетика - не "Полудня", а, как выразился Константин Крылов, "ночного мира" (полуночи), фрагментарной, распадающейся полуреальности, собранной из лоскутков примитивных мифологий и околонаучных фантазий, советского и "новорусского" быта, лесной землянки и пивного ларька. Сохранен лирический герой.
"Непрерывность..." показывает, что тема строительства и разрушения Храма волновала Селюнина всерьез.
Художник написал портрет, угробив добрых десять лет - Творил, Hочей не спал. Мне дела нет до мук его - мазня, и больше ничего - Топор Я в руки взял И стер с лица земли его творенье - Легко, непринужденно, с вдохновеньем. Искусство - архаизм, В наш атомный век есть дела поважнее, Почетней, полезней, достойней, сложнее - Вперед - вандализм. |
Храм, однако, может быть смыслом жизни, но не "смыслом смерти". Правдой апостола Андрея, но не правдой Спасителя. Ответом на вопрос "что мне делать", но не "как мне быть" (вариант: "А я? А ты не видишь, а я?"). "Единственной видимой целью", но, может быть, есть еще и невидимые?
"Прогрессорская литература" эти вопросы не затронула, потому что не затрагивала их никогда. Зато их подняла рок-культура.
Самойлов в "Позорной звезде" ставит вопрос о состоятельности такой перспективы "жизни для вечности" ребром: "мы // попадем в историю, // твой и мой фотопортрет // впишут в хрестоматию - // мать ее!"
Селюнин отвечает аналогично - в "Городе кастрированных поэтов", в "Куче дерьма":
Глупые людишки ищут
жизни смысл уже Черт знает сколько лет; Роют землю носом изводя себя вопросом, В чем же здесь секрет? А я уже нашел его, |
Общее ощущение от всех (что ни на есть) работ "Выхода" - неприкаянность, она же "некуда". Но мало того - это неприкаянность "по второму кругу", неприкаянность испытавшего, не просто не нашедшего, но отвергнувшего.
Саша Васильев в одном интервью сказал, что находит в "I Can't Get No Satisfaction" философии больше, чем у всего позднего "Наутилуса"... Если так - вот вам, пожалуйста, дословный перевод на русский язык.
Небо // Закрыло двери, сказало: "Поздно..." ("Примет вода")
Она сказала: "Собирайся", // Она
сказала: "Убирайся", //
Она сказала: "Выметайся с глаз долой!"
("К чертям")
И снова фигуры стоят на доске, // И можно
сыграть еще один раз. //
Как хочется верить, ей-ей-ей-ей... //
И в то, что смерть - это только дверь... ("Как
хочется верить")
Борис Стругацкий после "Града обреченного" занимался "Поиском предназначения". "Выход" - поиском выхода. Альбом 1993 года называется "Выхода нет", 1997 года - "Выход К"...
Засада в полнолуние, Ветер все кружит и кружит; Леший все водит и водит, И не найти дороги; Hеужели так вот и сгину, Hе увидев синего Дона, Ты скажи, трава беладонна, Кактус, ответь, мескалинов. Шел, нашел и потерял... |
"Шел, нашел и потерял", как известно, - присказка, которую народ рекомендует повторять в лесу, дабы не попасть под влияние лешего и не вернуться в исходную точку (к избушке с разбитым корытом).
"Шел, нашел и потерял" - превосходная интуиция аскетического правила: ни за что не цепляться, ничего не беречь, ничего не считать своим. Иногда его формулируют и так: "не подменять преодоление достижением".
Если Стругацкие подвели позитивный итог "двадцатого века в Городе", сформулировали специфичный для Города "lifestyle", то вопрос негативного итога, специфичного для Города "deathstyle", "способа смерти" еще не решен, хотя уже есть смутное подозрение (вслед за Бродским - "пионеры еще вернутся умирать на Васильевский остров"), что такой способ существует.
Во всяком случае, в этот "негативный итог" уже отправлены и рок-н-ролл ("Рока не было, не было ролла // Рок-н-ролл придумали негры // Озабоченные сексуально // И на щит его подняли евреи" - "Популярный психоанализ"), и "мир, любовь и демократия" ("и пусть я буду в адском пламени гореть"), и - в последнем альбоме - вообще вся объективная реальность:
Осень земли, увядание мира, Мрачная тень от священных дубов. Сумерки... Как легко потерять себя в эти Два года до конца света Два года до конца всего... Корабли на приколе, Корабли, обращенные в камень, Корабли как памятники сами себе… Города задыхаются, Города стонут от удушья, Города вымирают, и это закон.
Самолеты падают на землю,
А люди будто живые, |
Тысяча девятьсот девяносто девятый год, кстати.
Впрочем, об оппозиции Город vs. "города" мы уже писали - о том, как уникальное устраняет множественное. И "мрачные тени священных дубов" названы как-то чересчур не то иронично, не то антично - как "святыни", которые обречены, потому что бессильны, и бессильны, потому что обречены.
Одни "сумерки богов" человечество уже пережило - тогда в мусор пошли духи ландшафтов и природных стихий. Нынешние сумерки идолов - это крах человеческих иллюзий, придуманных человеками для человеков.
"Люди будто живые, // Но, видно, лампы угасли..."
И апостол Андрей (хотя это уже совершенно апокрифический сюр), как неоднократно было во сне, бежит по стремительно вечереющим улицам.
- Дверь заперта, что с тобой? -
Брат Исайя, открой, брат Исайя, открой!
Мертвый или живой -
Брат Исайя, открой!
Брат Исайя, открой, брат Исайя, открой!
- Видишь - там, на горе возвышается крест?
И Силя молчит.
А нам остаются несколько секунд подумать.
(с) LXE, Nov 27 '2001