На правах артефакта:

концептуализированный отчет о паломничестве в Петрозаводск

Сначала было не ощущение, сразу формулировка: Петрозаводск - это город победившего постмодерна (возможно, поэтому именно здесь издается "ИNАЧЕ" и поддерживается "КИТЕЖ":). Здесь трудно (не в пример СПб) встретить оттенок, полутон - здесь "ярки краски и звучны аккорды", как в детском саду или в кукольном театре; если Петербург спроектирован, то Петрозаводск - нарисован>>
В пасмурную погоду здесь - ощущение Северной Мглы, в которой рассеивается свет. В антициклон - ощущение полной ясности, прозрачности, "хроносинкластического инфундибулума". Здесь трудно определить, на каком ты этаже. Здесь все знают обо всем, но совершенно отсутствует какой бы то ни было оттенок "деревни" и "ближнего порядка"; деревянные дома соседствуют в центре с исторической и современной застройкой, и всюду проведен Internet (что ОЧЕНЬ характерно для ХСИ).

=======> Курт Воннегут, "Сирены Титана".

"ХРОНО-СИНКЛАСТИЧЕСКИЙ ИНФУНДИБУЛУМ. - Представь себе, что твой папа - самый умный человек на Земле и знает ответы на все вопросы, и всегда и во всем прав, и может это доказать. А теперь представь себе другого малыша на какой-нибудь уютной планете за миллион световых лет от нашей Земли, и у этого малыша есть папа, который умное всех на этой милой далекой планете. И он тоже знает все на свете и всегда во всем прав, как твои папа. Оба папы самые умные на свете и всегда во всем правы" Но вот беда - если они когда-нибудь встретятся, начнется ужасный спор, потому что они ни в чем друг с другом не согласны! Конечно, ты можешь сказать, что твой папа прав, а папа другого малыша неправ, но ведь Вселенная - такое большое пространство! В ней достаточно места для множества людей, которые все правы и все же ни за что не согласятся друг с другом.

А оба папы правы и все же готовы спорить до драки - по той причине, что существует бесконечное множество возможностей быть правым. Однако есть во Вселенной такие места, где до каждого папы доходит наконец то, о чем говорит другой папа. В этих местах все разные правды соединяются так же ловко, как детали в электронных часах твоего паны. Такое место мы и называем "хроно- синкластический инфундибулум".

Пробуем сопоставить. Непротиворечивость Северной Мглы (в которой другие точки зрения отсутствуют из-за низкой плотности людей на квадратный километр; или скрыты из-за тумана) должна чем-то отличаться от непротиворечивости ХСИ (в котором другие точки зрения существуют, но не расходятся в восприятии реальности с твоей личной). По-видимому, это отличие состоит в отсутствии в Северной Мгле стереоскопического ("двуглазного") восприятия. Это автоматически исключает из реальности всякую объективную меру расстояния. Все сводится к прямой перспективе; это относится и к любой другой шкале - если нет хотя бы двух двух различных взглядов на "жарко" и "холодно", двух точек отсчета, невозможно осознать температуру отвлеченно от собственной траектории ("только из горячей ванны" или "только из каменного подвала"). Наконец, отсутствие стереоскопии, лишая вещи объема, делает их представленными наблюдателю только одной стороной; можно подозревать, что наиболее выгодной.

Но именно эта прямая перспектива, видение мира из бесконечно малой точки и есть сущность постмодернизма (не говорю "постмодерна" - последний несколько богаче). "Поток сознания", личная траектория уравнивает в "значительности" Пушкина и поручика Ржевского, Шопена и бузину, пыхтящий ЛиАЗ, на котором ездишь на работу, и эмблему "НТВ" или "ОРТ" в углу телевизора. Более того, здесь объемное ("КИНО") уравнивается с истинно плоским ("Кинопробами"), а также с тем, что подано обратной перспективой (Ветхий Завет). Эксперимент, проводимый одиночкой, невозможно перепроверить и воспроизвести - а значит, размывается и научная истина. В частности, в этой оптике не только нет смысла, но и невозможно отличать встреченную рядом с Онежским тракторным заводом саламандру (дух огня) от дефекта пленки>>

Обилие сходящихся противоположностей и экстремальных случаев наводит на одну мысль: Город (т.е. такое видение мира, когда наблюдатели стремятся видеть и называть то, что встречают, именами) в Петрозаводске просто заканчивается. Петербург и Урал здесь совпадают, как сходятся выпуклости линзы у ее ободка; окружающий мир, Карелия, уже управляется мифом Сибири, в котором (условно) выделенной ценностью является не разумное, а живое; Северо-Запад сходит здесь с крыльца к Северо-Востоку, Северо-Восток выходит с опушки к Северо-Западу (вторая такая пограничная область - Северный Урал - нуждается в дополнительном исследовании, но крапивинская "Сказка о белом олене" (?), а также музыканты, вышедшие оттуда - Равиль из "Белой Гвардии", например, - отчетливо наводят на эту мысль).

Разумеется, в Северной Мгле (в тумане) прекращаются и вытекающие из жестко платоновского видения мира болевые эффекты: если не все вокруг воспринимается, а тем паче оценивается, то нет и постоянного раздражения "открытого нерва" - нервная ткань как бы экранируется от раздражителей. Таинственность в тайге присутствует, но другого плана - не как невозможность объяснения - "unexplained", а как невозможность восприятия - "unexplored".

=======> Интервью с одним из организаторов
серии конференций "Свое и чужое в культуре"

М.П.Б. В связи с тем, что у меня отец был военнослужащим, мой муж был военнослужащим, и я жила вместе с семьей во всех регионах Советского Союза, кроме Средней Азии; и вот, сопоставляя манеру, своеобразие коренных жителей этих регионов, республик союзных и автономных, я почувствовала - не только я, но и вся моя семья, то есть и дочь, и внук - мы почувствовали, что у нас появился любимый город (причем разных темпераментов, допустим, мы с дочерью). Я не думала, что у меня появится любимый город, хотя так сложилась жизнь, что я училась в Ленинграде, жила там одиннадцать лет, казалось бы, есть что любить; но мой город - это Петрозаводск.

Он умиротворяет; и мне кажется, это впрямую связано с особенностями национального поведения - карелов, вепсов... финнов, поскольку это тоже финноязычные для нас, русских - люди, в основном сосредотачивающиеся именно в Петрозаводске, в Карелии, немного еще в Ленинградской области. И я благодарна за это жителям... коренным жителям Карелии, в том числе - и русским, потому что, если долго живешь - я вот живу долго двадцати нет, - то замечаешь в себе соответствующие перемены. Вы знаете, даже в то время, когда было принято ломать памятники, там, краской их обливать, представители всех возрастных категорий, - включая подростков там, возраст раннего юношества, - они все-таки гораздо менее склонны были к таким эскападам, крайним каким-то позициям; и я за это благодарна - за умиротворяющее какое-то влияние. Многое мне мило в них; и я замечала, когда приезжают в гости на официальные какие-то мероприятия даже и москвичи, и ленинградцы - они выделяют наших студентов - и студентов, и студенток - как раз отмечая их манеру общения, их даже внешний облик, чувство меры, определенную сдержанность, какую-то деликатность.

И как-то мне довелось во время редкого такого выступления на ступеньках нашего университета, когда мы в очередной раз выражали недовольство, допустим, политикой государства по отношению к про<грамме> высшей школы, я, обращаясь к студентам, которые стояли напротив нас - преподаватели были у входа в университет - я говорила с радостью, что перед нами стоит двадцать первый век, и, обращаясь к руководителям республики Карелия, я говорила - пожалуйста, поберегите именно наших студентов, потому что они неповторимы:)... Именно своей сдержанностью, скромностью.

LXE. Какой-то Вы характерный эпитет употребили...


Травинка тонка.
Слой снега глубок.
Ветер качает
травинку в снегу.

Мир тишины.
Середина зимы.
М.П.Б. "Обволакивает"? Да, вот, Вы знаете, я это замечаю. Так получилось, что определенные трагические события у меня привели сюда - и я заметила, что просто какое-то лечебное, терапевтическое что ли, воздействие этой атмосферы, и я чувствую, что эта мягкость, сдержанность эмоциональная, она просто обволакивает душу и, по-моему, придает - это сейчас я только в беседе с Вами сформулировала мгновенно - может быть, придает какой-то дополнительный слой психологической защиты, что увеличивает чувство психологического комфорта.

LXE. Да, и представьтесь, пожалуйста...

доцент, кандидат педагогических наук
Бархота Маргарита Павловна.
31.03.2001, ПетрГУ
<<интервью в мп3>>

 

P.S. В оформлении испольнованы рисунки Triksy по мотивам фотографий Петербурга различных авторов. На Онежский тракторный завод и некоторые другие ключевые точки навела КИта, за что ей отдельное спасибо.

P.P.S. По техническим причинам значительная часть фотографий до сих пор находится в обработке. Появление их (уже по пессимистическим прогнозам) откладывается до конца мая.

К новостям | К разделу юного паломника