"Счастье есть, однако
в жару
счастье - пить."
(автор не установлен)
Исследуя коллективное бессознательное, невозможно пройти мимо культуры потребления воды.
Во всех известных нам традициях вода связывалась с жизнью и несла сакральную функцию. Во всех известных нам традициях напиток (в отличие от пищи) - источник не столько энергетического, материального ("подкрепиться"), сколько информационного (духовного) начала; вода ассоциируется с сопричастностью, соединением, растворением. Понимание, например, дионисийских культов (а позже - христианского обряда причастия) невозможно без отождествления вина с общей, роднящей всех людей "группой крови". Напиток всегда подразумевает какой-то "special ingredient", не создающий вкуса (или имеющий неприятный вкус), не несущий химической энергии (а подчас и "отбирающий" ее); функция этого "ingredient" сугубо ритуальна.
Очевидно, что полноценное этнографическое исследование не может быть чисто описательным. Его конечная задача - выявить концептуальную нагрузку на ритуал, его следование из образа мыслей носителей традиции. Автоэтнографам здесь проще, но лишь до определенного предела: психология давно установила, что свойства психики не могут быть до конца выявлены рефлексией, то есть самонаблюдением. Поэтому всякие дополнения приветствуются.
Предпочитаемые алкогольные напитки петербургской неформальской традиции (пиво и портвейн) большинство исследователей в первом приближении возводят к переводу слогана "Sex, drugs, rock-n-roll" как "Пиво, девушки, рок-н-ролл" и таким образом связывают с психоделическими, магическими корнями западного рока. Иными словами, "алкоголь есть experience", и потому сугубо личностен и инструментален.
Намного интереснее разбор напитков на основе кофеина, то есть чая и кофе. Будучи внедрены в "неритмичной стране" на правах "заморской экзотики", они стали важным элементом урбанистической традиции, ассоциативно привязанным к дому, к внутренней стороне окна. В отличие от алкоголя, кофеин (тонизатор) АКТИВИЗИРУЕТ СВЯЗЬ С МИРОМ. Иными словами, чай и кофе вписывают человека в реальность. Как показывает сравнение психотипов людей, предпочитающих чай и кофе, водораздел здесь проходит по линии "взаимоотношения - взаимодействия".
"Чайная церемония" есть
заимствованно восточноазиатский
способ межличностного ("человек -
человек") ОБЩЕНИЯ И
ВЗАИМОПОНИМАНИЯ посредством
взаимосозерцания. Это или
гостеприимство, или поддержание
баланса отношений ("гармонии
мира").
Классическим запечатлением
ритуала может служить седьмой
трек "Синего альбома".
Функция кофе иная. Кофе символизирует связь человека с пассивной, неживой реальностью, то есть взаимо-действие. Кофе - это ритуал ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ; если кофе пьют совместно, это означает не общение "сейчас", а готовность к совместному действию. Кофе, выпитый в одиночку ("Я иду по улице..."), "включает" сопричастность чему-то целеполагающему, плану, который превыше тебя, в конечном итоге - "неловкому телу Города".