Раздел "Базисные модели" содержит некоторый набор координатных систем (не обязательно дихотомических), позволяющий резать воду ножом, т.е. разделять на элементы (или подсистемы) такие системы (людей, мнений), к которым сложно вот так сразу подойти - и разделить.

Соционические типы

Классификация смертных разумных существ по 16 типам информационного метаболизма введена Аушрой Аугустинавичуте и детально описана на www.socio.dp.ua. Мы отметим только существование следующих осей:

- позитив/норматив (иными словами, "действительное существенней желаемого" или "желаемое существенней действительного");

- логика/этика (ориентация во внешнем мире на вещи (асимметричное отношение "Я-ОНО") или на людей (симметричное отношение "Я-ТЫ")). Проявляется в команде как взаимодействие/взаимоотношения;

- сенсорика/интуиция (ориентация на чувственное восприятие, сиюминутную конкретику, фактологию - либо на историческую динамику, глубинные тенденции, инварианты, идеальные сущности);

- экстраверсия/интраверсия (ориентация либо на внешнее, либо на внутреннее оперативное пространство).

Типы, производные от соционических

- МАТРИЦА ЦИВИЛИЗАЦИЙ Сергея Переслегина, описанная в статье "К оценке геополитического положения Европы" и основанная на различии в способах решения проблемы неполноты аксиоматики.

ценностное \ оперативное ориентация "в мир" ориентация "в себя"
позитив (примат наличного, или примат свободы) Запад (позитивизм, плюрализм, секуляризм ("общечеловечество")) Восток (дзен и даосизм как практики "внутренней свободы")
норматив (примат идеального, или примат ответственности) Юг (ислам и вытекающая из него социальная доктрина) Север (ортодоксия как ориентация на "истину в себе" - формируется)

- МАТРИЦА ДИСЦИПЛИН Валерия Кизилова, описанная в статье "Опыт о классификации наук".

предмет \ метод индуктивный (от факта) дедуктивный (от аксиомы)
объективная данность естественные науки
(физик, биолог)
формальные дисциплины
(математик, системный аналитик)
разумное существо описательные науки
(историк, этнограф)
философские доктрины
(философ, социолог)

- МАТРИЦА СФЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ (заявлена в "Стажерах" АБС и описана в статье "Педагогика школы Герасима").

\ за окружение 
за себя \
нет да
нет "раб" (инфантил; возможен  неспланированный бунт) "игрок" (отстраненный и абстрактный интерес к реальности)
да "хозяйчик" (моя хата с краю, никого не знаю) социально зрелый ("свобода = осознанная необходимость")

Типы мотивации

- типы МОТИВАЦИИ ПОЗНАНИЯ, или аксиоматические. Описаны в лекциях Гейдара Джемаля "Традиция и Реальность" как три возможных отношения познающего субъекта к объективной реальности. 

С точки зрения жреческой традиции, конечной целью познания мира является избавление от особости познающего субъекта как от иллюзорной категории. Иначе проявляется как "мысль изреченная есть ложь", "не делите себя на субъект и объект", "все есть одно". Последняя (и наиболее чистая концептуально) версия жреческой традиции - дзен-буддизм. Последняя инстанция: космос (космоцентризм). Предпочтительный метод познания: созерцание.

С точки зрения пророческой традиции, конечной целью познания является признание/достижение особости познающего субъекта по отношению ко всему объективному. Иначе проявляется как "будьте бдительны", "сохраняйте способность к различению". Восприятие и оценка реальности декларируется предназначением человека или его составляющей. Последняя инстанция: Бог (теоцентризм). Предпочтительный метод познания: откровение.

С профанической (антитрадиционной) точки зрения, конечная цель познания может быть произвольно назначена познающим субъектом. Исторически распалось на "познание ради удовлетворения потребности в познании" (позитивизм) и "познание ради удовлетворения сторонних потребностей" (утилитаризм). Последняя инстанция: человек (антропоцентризм). Предпочтительный метод познания: эксперимент (реальный или мысленный).

* * *

- типы МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, или аксиологические. В неявной форме введены Джорджем Оруэллом в романе "1984" как цивилизационные типы Океании, Евразии и Востазии.

Доминирующей ценностью Океанийского типа является ресурс, или энергия. Ресурс - это то, что убывает при использовании; для ресурса первична операция перемещения. Предельным случаем мотивации ресурсом является фордизм ("плати больше"). Оруэлловской инверсией относительно фордизма является Ангсоц (Английский Социализм), гарантирующий равенство в потреблении.

Доминирующей ценностью Евразийского типа является символ, или информация. Символ - это то, что сохраняется при использовании; для символа первична операция копирования. Предельным случаем мотивации символом является платон(ов)ское "сделайте мне ясно" (см. кредо мага из повести "Понедельник начинается в субботу"). Оруэлловская инверсия - Необольшевизм; при беглом взгляде на программные тексты национал-большевиков как раз и обнаруживается намерение поставить идеально-символическое превыше субъективно-человеческого (см. критику).

Доминирующей ценностью Востазийского типа является единство, или корпорация; для корпорации первична операция присоединения, корпорация (как это ни парадоксально) возрастает от использования (разумеется, именно в качестве корпорации, а не в качестве емкости для символов или ресурсов). Иногда проявляется как мотивация кланом (как в Японии); в буддизме и других ведических школах проявлен как стремление к единству со всеми живыми существами (к каковым буддист относит и минералы). Оруэлловская инверсия называется "Поклонение смерти" ("Уничтожение личности"); наиболее последовательные ортодоксы считают, что тут даже инвертировать ничего не надо (см. о дзен-буддизме и культе Кали).

Природа этического императива

Классификация описана в работе Константина Крылова "Поведение" и использована с небольшими расширениями Егором Холмогоровым в работе "Перспективы российской модернизации".

"Социально пригодные" этические системы:

1. Я должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне.

"Юг" (закон джунглей)
 

2. Я не должен вести себя по отношению к другим так, как они не ведут себя по отношению ко мне.

"Восток" (золотое правило этики)
 

3. Другие должны вести себя по отношению ко мне так, как я веду себя по отношению к другим.

"Запад" (императив Канта) 

4. Другие не должны вести себя по отношению ко мне так, как я не веду себя по отношению к другим.

"Север" (общество недоверия) - формируется

Асоциальная этическая система:

0. Как другие ведут себя по отношению ко мне, пусть так и дальше продолжают.
Как я веду себя по отношению к другим, так и дальше буду.

"Флора" (индифферентизм)

 Антисоциальные этические системы:

5. Я буду вести себя по отношению к другими так, как они не ведут себя по отношению ко мне.

"криминалитет" (насилие)

6. Я не должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне.

"естественная аристократия" (паразитизм)

Предел онтологического регресса

Соответствует варианту решения т.наз. "основного вопроса философии". Модель введена в статье "О реконструкции онтологии идеализма" как расширяющая классификацию гносеологических аксиоматик. Распадается на классификации "природа первоматерии" и "реальность наблюдателя":

\ статус наблюдателя
природа первоматерии \
фиктивен реален
факт (событие) объективный материализм
(классическая механика)
субъективный материализм
(СТО / квантовая механика)
переживание ("сон") "жреческая традиция" ("естественная религиозность") "пророческая традиция" (гностицизм)
описание ("книга") постмодернизм ("реальность как знаковая система") святоотеческое христианство

Степени доверия

УРОВЕНЬ ВОДЫ (доверие к собственном мнению). Классификация описана в статье "Иерусалим 2010" на материале "цивилизации символа" (Евразии) как деление на надводный и подводный дискурсы, т.е. стратегии трансляции истины (которая интуитивно доступна) и поиска истины (которая хорошо спрятана). Эти дискурсы, как правило, выделены в любой неинерционной цивилизации (т.е. такой, в которой нет жесткого наследования социальных ниш) как "взрослая" и "детская" составляющие (с различными мировоззрениями, субкультурами, этиками и эстетиками) - например, таковы конфуцианство и даосизм в Китае, а также стереотипы рыцарства (Европа) и фронтира (Америка) в культурном пространстве Запада. Связь с критерием отношения к реальности "от удивления - от манипуляции" предполагается и исследуется.

<<Здесь задается водораздел (в прямом смысле – т.е. как ватерлиния) между "конструктивным" и "революционным" дискурсами религиозного и социального чувства (во избежание ненужной этической оценки здесь намеренно не употреблены слова "позитивный" и "негативный", хотя они также близки к истине). Здесь задается вопрос о возможности прямой (интуитивной) адресации воплощенного существа к Сценарию (Плану, Замыслу, "горному хрусталю", "вектору исторического процесса" – в конечном счете, к "абстрактной необходимости как таковой"). Положение, в которой такая адресация возможна, приводит к посредничеству в утверждении. Это – "надводное мышление", конструктив.

Особого внимания заслуживает плоскость "поверхности воды". Это – слой объективной реальности, квантового произвола, ограничиваемого инерцией, симметрией и статистикой. Любая прямая, проходящая через поверхность воды, либо содержит "хорошее" и "плохое" направления, либо строго горизонтальна (тогда направление становится делом вкуса, то есть зависит от ряби на воде). Это – вольное каменщичество, "масонство", мир равноправных горизонтальных связей, "общечеловеческих ценностей" и порождаемых ими бинарных оппозиций "так нельзя, а так можно и нужно".

Положение "ниже ватерлинии" означает, что прямое интуитивное постижение абстрактной необходимости недоступно: "Пророчество после Мухаммада невозможно" (ислам), "Бог покинул мир" (альбигойство, "нетовщина"), "Бог умер" (Ницше), "Бог устал нас любить". Возвращение к Нему возможно только через саморазрушение или разрушение окружающего мира. Это – "подводное мышление", люциферианство. Императив, непосредственно явленный Замысел понимается здесь не как нечто ОТСУТСТВУЮЩЕЕ, но как нечто категорически НЕДОСТАЮЩЕЕ - то, что, "как некий пепел, присутствует во всех несожженных вещах" ("Ориентация - Север").>>

* * *

НАИВНОСТЬ (доверие к человеку как к принципу). Где этот критерий впервые введен, вспомнить сложно (будем благодарны, если нам напомнят). В отличие от предыдущего, делит не на синхронно сосуществующие идентичности, а на исторически чередующиеся дискурсы пелагианства, межфазья и августинианства.

Пелагианство (названо по имени одной из христианских ересей) состоит в предположении, что человек в глубине своей этически компетентен, и, следовательно, может и должен выбирать свою линию поведения исходя из собственных желаний и устремлений. Зло в пелагианском дискурсе - это шаг человека против собственной природы. Основная тема "пелагианской" эпохи: радость.

Межфазье, или разочарование в человеке, является продуктом кризиса пелагианства. Как правило, в ходе его автоэволюция "общественного мнения" сопровождается и кризисом "базиса", т.е. экономическим и политическим. Ориентиры добра и зла в эпоху межфазья утрачены за отсутствием гарантирующих их авторитетов. Основная тема эпохи: тщета.

Августинианство (названо от Блаженного Августина, наиболее известного критика монаха Пелагия) разрешает проблему тщеты человеческого бытия, ввода внешний по отношению к человеку источник смысла. Этическая компетентность обособленного индивида с точки зрения августинианства даже не равна нулю, а лежит в области отрицательных значений; прав тот и только тот, кто причастен к источнику смысла, кто жертвует собой ради внешнего источника смысла. Основная тема эпохи: предназначение.

Переход обратно к пелагианству обычно происходит на фоне кризиса пассионарности под лозунгами усталости от мобилизующих факторов или их устаревания (obsolence).

* * *

МЕНТАЛЬНОСТЬ (доверие к источнику намерений). Классификация введена Сергеем Переслегиным в статье "Понятие менталитета (тезисы)". Отработана на историческом европейском материале и включает в себя четыре типа: варвар, аристократ, интель, буржуа).

<<Для психики "варвара" характерны: высокая выживаемость; умение постоянно удивляться окружающему миру (очень низкое входное информационное сопротивление) - отсюда непосредственность реакций; стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям; жизненная активность, стремление к риску, отсутствие ярко выраженной боязни смерти.

С социальной точки зрения "варвар", как правило, отождествляет себя с микрогруппой, в роли которой может выступать семья, компания друзей, коллектив единомышленников.

Для психики аристократа характерны: стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость (иногда, выглядящая надменностью); утонченность (в том числе и в сексуальной сфере); стремление "производить впечатление на окружающих"; стремление "иметь все самое лучшее"; умение противостоять страху (в том числе, страху смерти); честность, вытекающая из презрения ко лжи, которая воспринимается, как слабость.

Независимо от того, в какой социальной структуре аристократ функционирует, он мыслит свое социальное положение в рамках системы вассалитета с личной преданностью сюзерену.

Интельский менталитет характеризуется: полным отсутствием демонстративности; пренебрежением к комфорту во всех его проявлениях; способностью и стремлением к абстрагированию, серьезным отношением к понятиям, не имеющим прямых аналогов в реальном мире; высокой работоспособностью, степень которой не зависит от объективной ценности ожидаемого результата; высокой честностью в обращении с фактами и абстрактными построениями; приоритетом социальных отношений перед личными; выраженной сексуальной закомплексованностью; чувством зависимости от внешней непреодолимой силы (которой может быть Бог, Природа или же - Церковь, Наука - обязательно с большой буквы); страхом смерти и физической боли, низкой выносливостью тела и духа.

Интель, как правило, отождествляет себя с идеологической системой (не обязательно господствующей), проповедником, разработчиком и защитником которой он является. Интели защищают идею корпоративного государства с системой информационной блокады.

Особенностями буржуазного менталитета являются: бережливость, экономичность; работоспособность, нередко выглядящая как неумение отдыхать; аскетизм; неискренность; рационализм, рациональная жестокость ("Боливар не снесет двоих"); стремление к функциональности (питаться только полезными продуктами, читать только рекомендованную литературу, иметь только те знания, которые могут оказаться необходимыми в жизни); стремление к накопительству; приоритет так называемых "традиционных ценностей"; низкая выживаемость при жизненных катастрофах; приоритетом экономических отношений перед личными.

Буржуа отождествляет себя с экономической системой и "своим" социальным слоем. Не отличается верностью друзьям и близким, и, по-видимому, вообще верностью, что не мешает ему защищать традиционные ценности, такие, как религия, семья, мораль, веря при этом в свою искренность. Политически стремятся к демократии американского или французского образца.>>

* * *

ВОЗРАСТ (критерий настоящего в искусстве). После неявного использования в серии текстов о смене поколений в рок-н-ролле введен в явном виде в статье "Как появляются дети". Во многом соответствует характеристике культурной ситуации как премодерна, модерна и постмодерна. Хорошо иллюстрируется сезонным циклом.

Для фаза детства (премодерна, становления) характерна минимальная роль интуиции в творчестве. Творчество ребенка сводится к конструированию относительно некоторого стандартного набора неизбежных неразложимых атомов; понятия "штамп" для ребенка не существует, к уникальности контента он не стремится (фольклорное превыше литературного) и вообще не воспринимает творчество как самоцель (концепт превыше креатива). Важна принадлежность к жанру, корпорации, движению, группе единомышленников, важен круг поднимаемых тем (ребенок часто мнит себя проповедником и нравоучителем, иногда - предсказателем или исследователем жизни). Фаза детства наступает на пустом (или хорошо опустошенном) месте и редко порождает выделенных лидеров. Кредо фазы: "настоящее = истинное". Картина мира: черно-белая. Самоопределение автора: верный исполнитель.

Для подростковой фазы (модерна, экспансии) характерно предельное углубление творца в ту или иную мировоззренческую доминанту ("первоэлемент"); это - время максимализма, радикализма, базисного стилетворчества. Постулируется абсолютная самоотдача, тождество творца лирическому герою, биографии - творческому пути, стратегии - ритуалу. Время пассионарного подъема во главе с плеядой признанных "властителей дум". Кредо фазы: "настоящее = искреннее". Картина мира: насыщенные, спектрально чистые тона. Самоопределение автора: самоотверженный лидер.

Для взрослой фазы (постмодерна, синтеза) характерно отстраненное и созерцательное отношение к изображаемой реальности; на смену искренности приходит ирония, на смену "натуральному соку" - "коктейль", точно подобранный оттенок, достигнутый смешением многих компонентов. Фаза часто характеризуется как "упадок", декаданс, переработка или извращение материала предыдущих эпох. Кредо фазы: "настоящее = полноцветное". Картина мира: бледные тона и плавные цветопереходы. Самоопределение автора: искушенный эксперт.