<==назад к Бесцветному

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ ГЕРАСИМА

Мы уничтожили раба - осталось самое трудное:
уничтожить хозяйчика.

Братья Стругацкие, указывая в "Стажерах" на путь преодоления "социальной детскости" (см. эпиграф), упустили в нем одно важное звено: между "рабом" и "хозяйчиком" расположился стереотип "игрока".

Социально зрелым, очевидно, является индивид, ощущающий как ответственность за себя, так и ответственность за мир вокруг себя ("внутренняя" и "внешняя" сферы контроля). "Раб" как начальное звено цепочки по определению безответственен. По мнению АБС, на первом шаге "социального взросления" приобретается ответственность "за себя", и лишь потом - ответственность "за других".

Ломка стереотипа "раба", однако, привела к противоположному промежуточному результату. Население, в которое десятилетиями вдалбливали "примат бытия над сознанием" и которое обсуждало на собраниях международное положение в ущерб ремонту сарая, восприняло новые правила игры именно как предмет внешней ответственности - то есть как некую игру, участие в которой обязательно (некую роль сыграло и то, что свобода слова опередила в этой стране свободу предпринимательства года на три-четыре). При этом внутренней ответственностью (пониманием того, чем грозит и чем выгодно участие в этой игре лично тебе, а также способностью принимать на основе этого понимания конкретные решения) в "социальном герое" того времени и не пахло.

Молодая наглая гопа шла обходить ларьки, те, кто постарше - горели на "МММ", а после на ГКО, крупная рыба ловилась на взятках, и, в общих чертах, "это было веселое время".

Переломным моментом, символическим актом, который смешал с грязью и уничтожил стереотип "игрока", стал кризис 1998 года. Фактически, он подвел черту, от удара о которую наступило... нет, не отрезвление - наступил полный переворот ориентации.

Экстраверт ушел в себя, стал интравертом.

Второе шестилетие Эпохи Коктейлей - это трансформация "игрока" в "хозяйчика".

Специфика "хозяйчика" состоит в том, что он полагает себя ответственным всецело и полностью за себя. Он неблагодарен. Он приучен (наконец-то?) считать эффективность, но ему совершенно плевать, "словаки ли, венгры ли свою демократию свергнули". Первый раз в полный рост мы увидели это на примере президентских выборов во время второй операции против ЧРИ (ну, в самом деле - не полагать же 50.1% населения сознательными нацистами). Последний известный пример - всеобщее равнодушие по поводу НТВ: опросы, проведенные "Итогами", показали, что зрителям в основном безразлично, кто будет заказывать музыку на канале - лишь бы не менялась сетка вещания.

Педагогика школы Герасима ("бросили - пусть плывет") сделала из индивида замкнутый черный ящик: систему, входы и выходы которой перекрыты, а структура заведомо неизвестна. Такие системы называют сферами Шварцшильда, или черными дырами. Впрочем, о том, как с ними поступать, мы уже писали - см. статью "Письмо в пустом конверте".

В то же время нельзя не отметить, что "игрок", не переживший удар головой об лед в 1998 году, не социализованный и не испытывающий потребность в социализации, идеально приспособлен для усвоения поверхводного фундаментализма. Именно на стереотип игрока (экстравертно ответственного) указывает Сергей Нечаев в "Поколении Quake"; мы же обращаем внимание на текущую эволюцию предмета.

"Рыба без трусов" живее всех живых. Разумеется, из этого поколения отсеены те, для кого свобода - это лишь свобода трансакций, направленных на оптимизацию личной потребительской корзины. И пусть. Балласт нам не нужен.

Укажем на важную взаимосвязь: характерное для игрока ОТСТРАНЕННОЕ отношение к реальности могло и может сохраниться только там, где стечение обстоятельств ЭКРАНИРУЕТ участника процесса от социальных процессов. Иными словами, история, избирая себе исполнителей, ОДНОВРЕМЕННО культивирует в них "чувство предназначения". Отсюда же: нынешний "позитивный герой" - это не тот, кто "лез в пекло", а тот, кто успешно из него вышел, а еще лучше - успешно избежал. Это ни в коем случае не исключает ценности личной активности (пассионарности); но "поверхводность", "социальная стерильность", опыт неучастия в заведомо "циклически-ориентированных" проектах в настоящее время превыше этой ценности.

Пьяный дьяк разливает - причащайся, поможет,
Но я чувствую грязь каждой клеточкой кожи,
И принять камуфляж за венчальное платье
Может только слепой - или тот, кому платят.

А дорога свободна, на ней ни души,
Лишь поваленный лес шелестит - поспеши.
По-твоему, рано, по-моему - пора,
И за спором опять нам не спать до утра...
Мы уйдем.
Послезавтра.
Но лучше бы было - вчера.
(Л.Б.)

<==назад к Бесцветному