Нижеследующий материал мы решили отсканировать и выложить, потому что не смогли его найти нигде в Сети :-) По адресу http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article09.htm выложено нечто иное. Мы также сочли уместным привести свои скромные комментарии, выложить два профессиональных материала с критическим рассмотрением взглядов Л.Н. Гумилева и привести кое-какое сетевое обсуждение.
Однажды мой казахский друг, весьма образованный и талантливый искусствовед, рассказал историю, очевидцем которой он был. В экспедиции ему пришлось заночевать в доме, где собралось много казахов, в том числе людей с высшим образованием и высоким общественным положением. В компании был и один бедный старичок, ведущий свою родословную от потомков Чингисидов. Эти люди в степи пользуются большим уважением.
За шумной застолицей возникли споры на родовой почве, перешедшие в яростную ссору. Заблестели ножи, зазвенело стекло разбиваемых бутылок...
И тогда старичок вскочил и крикнул: «Чингис-дык роух шакрым!». Что означало: «Дух Чингиса слышит!». Это отрезвило всех мгновенно. Ножи были убраны в ножны, и люди разошлись.
Эта история весьма поучительна. Все мы, несмотря на образование и воспитание, несем в своем подсознании тяжелый груз прошлого. Не только генетическая, но и историческая память, удерживаемая какими-то участками вегетативной, а может быть, и центральной нервной системы и «сигнальной наследственностью»[i], открытой профессором М.Е. Лобашевым, формирует поведение людей всех рас и всех народов.
Эта наследственность крайне сложна в своих проявлениях. Представим себе аналогичную коллизию в парижском кафе. Там ссора не могла возникнуть на родовой основе, потому что французы родового строя не имели. И не имели его и их предки, заявившие о себе в Вердене еще в 841 году - галло-римляне и франки.
Французы поссорились бы скорее на почве политических разногласий. И уж, в любом случае, призыв к духу Филиппа Красивого или Карпа Мудрого и даже Наполеона не оказал бы отрезвляющего воздействия на их эмоции.
Для того, чтобы уметь ладить с иноплеменниками, надо представлять их реакцию на тот или иной поступок и не делать таких поступков, которые бы им показались бестактными или, хуже того, обидными. Сколько путешественников, не соблюдавших неизвестного им этикета, погибло зря! И сколько ненужных конфликтов возникает из-за взаимного непонимания или ложной уверенности, что и понимать-то нечего, потому что, дескать, все люди одинаковы, значит, они такие, как я!
Надо помнить, что каждый известный науке облик народа - этнос - несет в себе не только печать окружающей среды, но и накапливаемое прошлое, формирующее стереотип его поведения. И если мы хотим избежать ненужных, а подчас и трагических недоразумений, то нам нужно глубокое знание этнологии, совмещающей в себе географию, биологию, историю и психологию. Думается, практическое значение этой науки не требует дальнейших пояснений.
А теперь вернемся к главной теме этой статьи - истории тюрко-монголов и их завоеваниям. Походы, совершенные тюрко-монголами в XIII веке, произвели огромное впечатление на все окружающие их народы. Однако историки писали о них очень различно, иногда прибегая к помощи эмоций, а не научного исследования.
Китайские авторы далекого прошлого излагали ход событий сухо и беспристрастно, потому что войны рассматривались как проявление сил природы, или, как они выражались, «неба».
На Ближнем Востоке армяне писали о монголах сочувственно, как о своих союзниках, а мусульмане крайне раздраженно, главным образом потому, что монголы-несториане поддерживали христиан - армян и айсоров, а также наладили союз с греками.
В Древней Руси отрицательное отношение летописцев к татарам проявилось не в XIII веке, а столетие спустя, тогда, когда узурпатор Мамай стал налаживать связи с католиками против православной Москвы. Поздний антитатарский фольклор связан не с эпохой Чингиса, а с трехсотлетней эпохой набегов крымских и причерноморских татар и ногайцев на Литовскую и Русскую Украину. Впрочем, ради справедливости надо отметить, что запорожские и донские казаки не уступали ногайцам в стремлении к грабительским набегам. И те, и другие были храбрыми и предприимчивыми воинами.
Но, как ни странно, больше всех возненавидело тюрко-монголов и особенно Чингиса романо-германские народы Западной Европы. Это странно и даже противоестественно: ведь они Чингиса никогда не встречали, и монголы их не завоевывали.
Тем не менее, именно в Западной Европе пятьсот лет росло и крепло убеждение, что монголы, тюрки и даже русские - чудовищные носители зла и разрушения. Это обывательское мнение можно было бы рассматривать как разновидность расизма, но дело обстоит не столь просто; ведь к арабам и османским туркам, с которыми католическая Европа вела тысячелетнюю войну, такое отношение не возникло. Монголо-фобия породила ненависть и к сибирским народам, живущим своим бытом и не подозревающих о том, какое большое место они заняли в европейской историографии. А в ней сложились три версии, объясняющие образование Монгольского улуса в XIII веке и считающие это историческое событие проклятием времени.
Первая версия. Тэмуджин, избранный ханом с титулом Чингис, организовал банду, подчинил все кочевые народы Азии и провел ряд войн, продолженных его сыновьями и внуками с корыстной целью - ради личного обогащения. При этом непонятно только: как ему это удалось?
Вторая версия. Весь монгольский народ совершил это преступление согласованно. Неясно только, для чего ему это было нужно, ибо привозить добычу домой при наступлении - невозможно.
Третья версия. Кочевники всегда нападали на трудолюбивых земледельцев, следовательно, здесь не единичное «преступление», а предопределенный положением образ жизни. Надо отметить, что эта версия фигурирует еще в Библии, но с обратным знаком: Каин убил Авеля и за это был осужден. В западноевропейской историографии осужден Авель, а Каин реабилитирован.
Поскольку автору этой статьи приходилось уже не раз вступать в дискуссии и споры с самыми разными оппонентами (с гневными и рассудительными, дилетантами и педантами-источниковедами, с историками-эрудитами Востока и России), попытаемся изложить их принципиальные возражения и дать на них ответы.
Итак, возражения и упреки в адрес автора гневного оппонента-профессора.
- Вы уже не раз писали о Чингис-хане. И ни ему, ни Тамерлану не дали должной оценки! Почему?
Автор. Наука не базар, где любой товар оценивается для продажи. Я не торговал историческими персонажами. Объекты научного исследования не оцениваются, а исследуются. К тому же Чингис, хан монголов, и Тимур, эмир Чагатайского улуса в истории занимали диаметрально противоположные позиции. Чингис защищал свой парод от могучих и беспощадных соседей, которых ему удалось временно разбить, а Тимур боролся с наследниками Чингиса - кочевниками, одновременно совершая грабительские нападения на оседлых соседей. Общего между ними ничего не было.
Профессор. Можно ли говорить о прогрессивной роли таких завоевателей?
Автор. Конечно, нет, как нельзя говорить о направлении точки. Прогресс - движение вперед, регресс - назад. Как назвать движение вбок? Зигзаг! Человек, идущий по полю без теодолита, всегда отклоняется от прямого направления. Даже движение дождевой капли от облака до земли зигзагообразно. На практике это не существенно, потому что ошибки взаимно компенсируются, но только на значительных отрезках пути. В истории происходит нечто подобное. Можно говорить о прогрессе за двухсот-трехсот летний промежуток, а десятилетия - почти всегда зигзаги.
Профессор. Так, значит, Вы считаете грандиозные завоевания дикими кочевниками оседлых народов пустяками? А где классовая борьба?
Автор. Завоевания монголов, находившихся в первобытнообщинной формации, произошли в 1200-1260 годах, после чего их улус распался на пять самостоятельных государств, вступивших в жестокую войну друг с другом. Четыре из этих государств стали феодальными, но ведь смена общественно-экономической формации происходит не сразу. Для такой смены требуется рост производительных сил и смена производственных отношений (чего не бывает при натуральном хозяйстве - экстенсивном скотоводстве). Да, империя Юань в Китае, государство ильханов в Иране, Золотая Орда на Волге, Чагатайское ханство в Средней Азии сохранили феодализм, выработанный там задолго до монголов. Но в Джунгарии, где монголы не растворились в массе местного населения, которого там не было, они остались на стадии военной демократии, которая, как известно, является доклассовой. Не понимаю, зачем Вам нужно оспаривать теорию исторического материализма?
Профессор. Как Вы можете защищать разрушение культурных областей и городов дикарями?
Автор. Не могу и не хочу. И не делаю этого. Северный Китай был завоеван и опустошен чжурчженями в 1114 -1140 годах, за сто лет до монголов. Средняя Азия и Иран были разорены сначала сельджуками (туркменами), а потом хорезмшахами, опиравшимися на племя канглы (печенеги). С ними-то монголы и воевали. А страна оазисов, торговли и культуры Уйгурия от монголов не пострадала вовсе.
Профессор. Но развалины Хара-Хото!!!
Автор. Этот тангутский город Эцзин-ай, или по-монгольски Урахай, после захвата его монголами в 1227 году процветал более века, пока не был взят китайцами и дотла уничтожен. Ведь осаждающие отвели реку Эцзин-гол, а у монголов шанцевого инструмента не было.
Профессор. А как же монгольское иго в россии, продолжавшееся, как известно, по XV век?
Автор. После дохода Батыя в 1237 - 1240 годах, когда война кончилась, языческие монголы, среди которых было много христиан-несториан, с русскими дружили и помогли им остановить немецкий натиск в Прибалтике. Мусульманские ханы Узбек и Джанибек (1312-1356) использовали Москву, как источник доходов, но при этом защищали ее от Литвы. Во время ордынской междоусобицы, или, как тогда говорили, «великой замятни», Орда была бессильна, но русские князья и в это время вносили дань. При Тохтамыше Тимур напал на Орду, после чего она уже не оправилась.
Войны между государствами не всегда влекут за собой ненависть народов друг к другу. Иногда такая ненависть возникает и бывает затяжной, чему пример мы видим в Ольстере: ирландцы не могут забыть расправ Кромвеля в XVII веке над жителями Дрогеды.
Но, к счастью, между русскими и тюрками такой ненависти не возникло. Многие татары, путем смешанных браков, вошли в состав русского народа, а те, которые остались мусульманами, живут в Казани с русскими дружно.
Казахи примкнули к России добровольно в XVIII веке, а узбеки н туркмены так сжились с Россией, что в тяжелые годы гражданской войны не отделились от нее. Вряд ли такое объединение народов следует называть «игом»? И потому нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступавших с запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками "диких грабителей"? Да, они воевали жестоко. Но эта жестокость была вполне в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это? Пусть объяснит мой оппонент.
Профессор. Я не могу с Вами разговаривать. У Вас биолого-энергетический подход к прошлому, который не может определять социальный прогресс.
Автор. Такой подход не только у меня, но у К. Маркса и Ф. Энгельса (Соч., т. 46, ч. I, с. 462-463). Конечно, природные явления социальное развитие не определяют, ибо социальное развитие спонтанно, а этносы (народности или племена), согласно К. Марксу, - предпосылка социального развития. Древний человек жил группами или стаями ради успешной охоты и защиты от хищников. Этносы существуют поныне, переживая общественные формации. Этногенезы - происхождение и исчезновение этносов - природные явления, взаимодействующие с социальным развитием. Этногенезы - это зигзаги на глобальном развитии человечества. С этим вы, вероятно, спорить не будете.
Профессор. Не буду! Я гуманитарий; знать не хочу эту природу! Скажите четко: что благо, а что вред?
Автор. В природных явлениях нет места категории оценки. Штиль и ураган, засухи и наводнения - это бытие, существующее вне нас и помимо нас. Изучать их необходимо, чтобы предохраниться от их воздействий. Для этого существует метеорология, наука об атмосфере. А историческая география - наука об антропосфере. Ее можно изучать, но не нужно оценивать. Происходящие в ней грандиозные события, с точки зрения личной вины или заслуги, отдельные люди не могут ни инициировать, ни предотвратить такие планетарные явления, как эволюция или миграции народов. Но если с этими явлениями считаться, то можно уберечься от их пагубных последствий. Точно так же, как, например, предвидя извержение вулкана в океане, можно увести людей с побережий в горы. И тогда цунами не повлечет за собой человеческих жертв.
Предоставим теперь слово оппоненту рассудительному. Он – искусствовед.
Искусствовед. Самое дорогое из того, что сделало человечество, - это культура и, особенно, искусство. Я люблю нашу Древнюю Русь с ее городами, монастырями, богатырями, вечевыми порядками и уважением к своим князьям. Разрушение этой прекрасной старины, ее культуры, ее памятников, ее обычаев, совершенное в XIII веке полчищами монголов, которых наши предки ничем не обидели, представляется мне чудовищным преступлением, вызвавшим наше отставание от Европы. Разве это не так?
Автор. В том, что искусство прекрасно, а разрушение его ужасно - Вы правы. Действительно, Москва была красивым городом, полным изукрашенных зданий, богатых товаров, денных рукописей. И все это погибло в огне... в 1812 году. Утрата непоправимая, но разве Наполеон был монгол? А за 200 лет перед этим Москву начисто сожгли поляки, так что Минин и Пожарский отбили дорогое всем русским пепелище. В 1571 году Москву сжег вассал Высокой Порты (Турции) крымский хан Девлет-Гирей, который никакого отношения к монголам не имел. За два века до него ее уничтожил отдаленный потомок Чингиса, хан Синей Орды Тохтамыш. Он совершил набег на Москву, поддерживая своих союзников - суздальских князей Василия и Семена Дмитриевичей, Олега Рязанского и многих других бояр, противников разрыва русских княжеств с ханом.
Искусствовед. Но Вы ни слова не сказали о Батые, завоевавшем Русь и установившем татарское ого. Вы его забыли?
Автор. Отнюдь нет. Войско Батыя, выступившее против половцев, с которыми монголы вели войну с 1216 года, в 1237-1238 годах прошло через Русь в тыл половцам, и принудило их бежать в Венгрию. При этом была разрушена Рязань и четырнадцать городов во Владимирском княжестве. А всего тогда там было около трехсот городов. Монголы нигде не оставили гарнизонов, никого не обложили данью, довольствуясь контрибуциями, лошадьми и пищей, что делала в те времена любая армия при наступлении.
Искусствовед. Но они разгромили мать городов русских державный Киев!
Автор. До Батыя, а точнее в 1169 году, Киев опустошил Андрей Боголюбский, отдавший столицу Руси на трехдневный грабеж своим ратникам, как поступали только с чужими городами, В 1203 году то же самое сделал и князь Рюрик Ростиславич Смоленский, которому содействовал князь Игорь Святославич, известный герой «Слова о полку Игореве». Так что Батыю мало чего осталось от Киева...
Искусствовед. А дикая расправа с жителями Козельска, который монголы прозвали «злым городом»?
Автор. Действительно, этот трагичный эпизод выпадает из ряда прочих, но объяснить его можно. В 1223 году монголы, воюя с половцами, послали им в тыл 30 тысяч воинов. Они прошли через Кавказ с боями, подвергаясь нападениям грузни и осетин, но пробились через Дарьяльское ущелье к половецким становищам. Тогда все южнорусские князья выступили на защиту половцев. Монголы направили к русским князьям посольство с мирными предложениями, но князья этих послов убили. Среди инициаторов убийства был Мстислав, князь черниговский и козелъский.
Монгольский обычай, основанный на родовом строе и военной демократии, предусматривал коллективную ответственность за преступления. Худшим поступком они считали обман доверившегося и убийство посла. Этого они никогда не прощали, ибо на Востоке посол - гость. «Злыми городами» они называли те, где убивали их послов. В 1238 году монголы дошли до Козельска. По их обычаю, советчики князя - бояре и дружина, а также их родня отвечают за содеянное князем зло. Русские тоже это знали, и за семь недель осады никто не прислал подмоги Козельску, хотя тогда на Руси было не менее ста тысяч воинов.
Искусствовед. Я считаю, что Древней Руси было полезнее объединиться с Западной Европой, где расцветала культура, слагали баллады менестрели, и на горизонте уже мерцала эпоха Возрождения. Вы же сами писали, что на Руси XIII века было немало людей, стоявших за тесный контакт с Европой, например, автор «Слова о полку Игореве». Я на его стороне! Вообразим, что было бы, если не вмешательство монголов в нашу историю...
Автор. Простите, перебиваю. Воображать не надо, ибо уже в XIV веке это вмешательство вот что принесло Руси. Великороссия, тогда именовавшаяся Залесской Украиной, добровольно объединилась с Ордой, благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя[ii]. А исконная Древняя Русь - Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью - почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы - «золотой пояс» древних городов, которые при «иге» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось[iii]. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все[iv]. Взгляните на карту того времени. На месте Юрьева - Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани - Револь, ныне Таллин; Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине; Бердичев и Брацлав - польские замки - перекрыли дороги в «Дикое поле», некогда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину[v]. В 1340 году Русь исчезла с политической карты Европы. Возродилась она в 1480 году в Москве, на восточной окраине былой Руси. А сердцевину ее, древнюю Киевскую Русь, захваченную Польшей и угнетенную, пришлось спасать в XVIII веке.
Искусствовед. А почему же в русской литературе, в частности у А.К. Толстого, существовало устойчивое мнение о европейцах как естественных союзниках и друзьях Руси?
Автор. Русские интеллигенты, даже такие патриотичные, как поэт А.К. Толстой, не разобрались в истории вопроса. Действительно, князья дружили со шведами, англосаксами, датчанами и выдавали за их королей своих дочерей. Но со временем Западная Европа набрала силу и стала рассматривать Русь как очередной объект для колониального захвата. Удобный момент представился в XIII веке, но тогда рыцарям и негоциантам помешали монголы. Когда возник очередной конфликт Руси с Ливонией, великий князь Ярослав Ярославич в 1269 году привел в качестве союзников татар, чем так напугал немцев, что те сразу запросили мира[vi].
Разумеется, ливонские рыцари, их сюзерен - император Священной Римской империи и папа, объявивший в 1246 году на Лионском соборе крестовый поход против татар, отнюдь не были рады такому обороту дела. Но так как никто не винит в неудаче себя, то опять появился повод для того, чтобы осудить татар, в очередной раз назвать их «варварами», «дикими кочевниками».
Искусствовед. Но у монголов тогда действительно не было ни грамотности, ни изобразительного искусства...
Автор. Уточним: Вы просто ни того, ни другого не знаете. Большая часть кочевников XII-XIII веков была крещена несторианскими миссионерами, следовательно, богослужебные книги, пусть на уйгурском алфавите, у них были. Значит, их могли читать миряне. А в это время во Франции, Англии и Германии эти книги писались только по-латыни и, следовательно, были недоступны для народа. А что касается изобразительного искусства, во всех европейских странах изданы прекрасные альбомы и монографии по монгольской живописи. Перечислить их в статье невозможно, так их много.
Искусствовед. Средневековая Европа строила грандиозные замки, величавые соборы. Ничего подобного не оставили после себя ни хунны, ни монголы.
Автор. Здания сооружаются для того, чтобы в них жить[vii]. Конечно, камень долговечнее войлока, но в замках было сыро и холодно. Рыцарям и их дамам приходилось проводить долгие вечера перед каминами, потребляющими много дров, а слуги, пажи и оруженосцы даже в северной Руси спали в неотопленных клетях, под перинами. Жилище кочевника - гер, или юрта, сооружалось из двух куполов. Воздушная прокладка между ними служила изоляцией и от холода, и от жары. Маленький костер среди юрты нагревал круглое помещение равномерно инфракрасными лучами. Юрты были вместительны и хорошо вентилировались. Ханские юрты вмещали до пятисот гостей.
Искусствовед. А прекрасные одежды средневековых дам и кавалеров![viii] Ведь ни бархата, ни полотна у монголов быть не могло. Они ходили в овчинах.
Автор. Зимой в овчине теплее и удобнее, но для праздников у них были собольи меха и беличьи шубки, а в Англии горностаевую мантию носил только король. Проблема передвижения у кочевников решалась просто: они ездили верхом, тогда как европейские крестьяне передвигались пешком, и лишь богачи и кюре - на ослах. Да, кочевые народы оставили мало памятников, но ведь и русское деревянное зодчество той эпохи не сохранилось до наших дней. И это не значит, что его не было.
Искусствовед. Просто Вы любите монголов!
Автор. Мои личные вкусы и эмоции не имеют отношения к делу[ix]. Я историк, и как исследователь верю только реалиям. Утверждаю, что русские князья и бояре считали, что выгоднее иметь не очень сильного союзника за широкими степями, какой была Золотая Орда, чем Ливонский орден и Польшу на переднем крае агрессивного рыцарства и купеческой Ганзы, у себя под боком. Пока существовала сильная Византия, ни «Христианский (католический)», ни Мусульманский мир не были страшны русской земле. Но в 1204 году этот естественный союзник исчез, так как Константинополь был взят и разрушен крестоносцами. Он воскрес в 1261 году маленьким и слабым. Без друзей жить нельзя, и тогда возник союз полухристианской Орды и христианской Руси, эффективный до перехода хана Узбека в ислам в 1312 году. Неужели непонятно[x]?
Искусствовед. Я не умею верить в то, к чему я не привык. Мне трудно относиться к изложенному Вами положительно.
Оппонент (самовлюбленный писатель). Монголы тех времен - это сброд без рода и племени, а Чингис - негодяй, запугавший свой народ. Да и не свой он для него. Ведь Чингис был не монгол, он же блондин! И воины его не монголы, а разноплеменное войско, объединенное культом жестокости и страха.
Автор. Но как один человек мог объединить Монголию и победить сильных соседей?
Писатель. Ему помогали «люди длинной воли». Злодеи. Они разгромили племя меркит на Иргизе и открыли в 1216 году монголам путь на запад.
Автор. Монголы оттуда двинулись на Семиречье и Хотан, а это не запад, а юго-восток. Потом они взяли Отрар, который лежит восточнее Иргиза.
Писатель. Не все ли равно! Целью монголов был только грабеж. Иначе ради чего они появились в степях, принадлежавших киданям, меркитам, найманам, в государствах чжурчжэней, тангутов, в Корее, Индии, Афганистане, Иране, Азербайджане и многих других странах?..
Автор. Нy и ну! Однако потратим время и вежливо объясним. Меркиты жили в тайге, а не в степях рядом с монголами, и в 1200 году начали войну с улусом Чингиса, входили во все коалиции против него, пока не были разбиты. Кидани с монголами не воевали. Восточные кидани изменили чжурчжэням и перекинулись к монголам, а западные добровольно примкнули к улусу Чингиса. Найманы в 1204 году начали войну с монголами за гегемонию в степи и проиграли. Однако монголы их приняли в свою Орду. В Корею они действительно вошли и обложили ее данью. Вошли и в Индию, преследуя отступивших хорезмийцев, и тут же ушли.
Не завоевывали они и Афганистан, Иран, Азербайджан, хотя бы потому, что таких государств в XIII веке не было. Это были территории, подвластные хорезмшаху Джеляль ад-Дину, сыну Мухаммеда.
Писатель. Восхвалять кочевников, врагов Руси, непатриотично.
Автор. А клевета на наших предков разве патриотична? По Вашему мнению, трусливый, разноплеменный сброд, удерживаемый в покорности только ужасом перед злобными олигархами, перебил все русские рати, имевшие преимущество в числе, вооружении и снабжении? Неужели наши предки были трусами? Полагаю, что «нашествие» Батыя было на самом деле большим набегом, кавалерийским рейдом, а дальнейшие события имеют с этим походом лишь косвенную связь.
В истории все сложно. Не обижайтесь, но еще Данте сказал: «Если поэт не сможет объяснить написанного им сонета, то вечный стыд такому поэту». С Данте литератору считаться необходимо.
Источниковед (строгий и ученый). Спор с невежественным оппонентом - занятие бессмысленное. Есть восточная пословица: «Собака лает, а караван идет». Зачем Вы уделили этому лаю столько внимания, когда в истории есть поистине существенные и нерешенные проблемы?
Автор. Во все времена было немало читателей некомпетентных и доверчивых, а поэтому склонных подменять науку сказкой. Но винить их не следует. Ведь ученые работают ради всех читателей. Поэтому именно они обязаны разъяснить истинное положение вещей и показать, что мнение того или иного исследователя следует принимать лишь постольку, поскольку оно доказано фактами и эмпирическими обобщениями.
Источниковед. Пожалуй, Вы правы. Но мне хотелось поговорить вот о чем. Известно, что все средневековые европейские авторы писали о монголах крайне недоброжелательно. Почему?
Автор. Это-то верно, но все ли европейцы так думали? В XIII веке в Европе были паписты-гвельфы и сторонники императора - гибеллины. К числу гвельфов принадлежали юго-западные французы - Анжуйский дом, северо-восточные немцы - саксонская династия герцогов Вальфов, половина Италии и орден тамплиеров. Гибеллинами были швабские герцоги Гоген-штауфены, которых поддерживали французские Капетинги. Гибеллины искали поддержки у восточных христиан: в Никейской империи, армянском царстве, в Киликии и у монгольских несториан. Папы за это отлучали их от церкви.
В этой расстановке сил в Европе XIII века и кроются истоки переходящей лжи о монголах, которая стала столь распространенной, что ее правильнее называть «черной легендой».
Эта «черная легенда», конечно, не единственная в европейской историографии. Были и другие.
Испанские историки, изучающие эпоху колониальных захватов, весьма обижены на то, что их английские и германские коллеги не жалеют черной краски в описании конкистадоров XVI - XVII веков. Те, в самом деле, были жестокими воинами, но чем лучше их англо-французские флибустьеры, американские «охотники за скальпами», французские корсары, английские «джентльмены удачи» южных морей, работорговцы, буры-рабовладельцы и голландские "коммерсанты-плантаторы" в Индонезии?
Когда о них писали авантюрные романы, то симпатии авторов, как правило, были на стороне европейцев, славных парней, просто желавших разбогатеть. Это создавало определенный настрой в читающей публике, одобрение колониальных захватов, а преступления колонизаторов рассматривались как подвиги.
Однако из числа «положительных героев» исключались испанцы. Им ставили в вину и инквизицию, и ограбление мексиканских и перуанских храмов, и борьбу с корсарами на Карибском море. Все это действительно имело место, но пуритане Новой Англии жгли своих женщин, обвиненных в колдовстве, чаще, чем в Севилье, скваттеры и трапперы, перебив немногочисленных индейцев, уничтожили бизонов и бобров, а плантаторы Виргинии хищническим разведением монокультуры хлопка превратили роскошные субтропические ласа в песчаные дюны.
Короче говоря, одни других стоили, и испанцы правы, что осуждать конкистадоров больше, чем флибустьеров и скваттеров, несправедливо. И они назвали эту тенденциозную подачу материала - «черной легендой».
Но если «черную легенду» об испанцах легко объяснить накалом протестантской пропаганды и тем, что именно в протестантских странах были более развиты книгопечатание и грамотность, то гораздо сложнее проблема возникновения такой же «черной легенды» о монголах, распространившейся в Западной Европе не с XIII века (эпохи их завоевательных войн), а позже - с XIV по XX век.
Эта тенденциозность не случайна. Когда в 1260 году монголы-христиане пошли в Палестину освобождать от мусульман «гроб господень», тамошние тамплиеры (орден крестоносцев, защищавший христианские святыни) пропустили мамлюков в тыл уставшим монголам, а те начали истреблять сирийских и армянских христиан. Тамплиеры не выступали в их защиту, они бежали сначала на Кипр, а потом уехали в Европу.
В Европе возмутились таким предательством, но тамплиеры все грехи свалили на монголов и оправдались в общественном мнении. Со временем семена лжи проросли в либеральной историографии, дав особо бурные всходы в XVIII веке, когда усиление России Европа стала рассматривать как возрождение Монгольского улуса. Итак, с легкой руки предателей-тамплиеров европейская историография начала чернить татар, монголов и русских, противопоставляя этим «диким азиатам» благочестивый цивилизованный Запад.
Так и закрепилась «черная легенда» сначала в Западной Европе, а потом и у нас в России, ибо реальность всегда воспринимается труднее, чем миф.
Источниковед. Да, конечно, источники надо воспринимать критически. Уже в 1896 году В.В. Бартольд отверг «старое представление о монгольских завоеваниях как о нашествиях бесчисленных диких полчищ». Образование монгольского государства он связывал не с борьбой между отдельными личностями или племенами, а с борьбой аристократии с народными массами.
Автор. А Вы сами согласны с В. В. Бартольдом?
Источниковед. Ну, видите ли... Академики Б.Я. Владимирцов и С.А. Козин не приняли его интерпретации. В открытый спор с В.В. Бартольдом вступил А.Ю. Якубовский, который столь же резко критиковал предположения Г.Е. Грумм-Гржимайло и Р. Груссе, но сам не предложил ничего конструктивного. А я специалист не по оседлым, а по кочевым народам. У меня своего мнения по этим вопросам нет.
В спор вступает научный сотрудник-дилетант: «Если есть хорошие и плохие люди, значит, есть добрые и злые правители. Чингисхан, конечно, был злой, потому что много воевал».
Автор. Суворов тоже всю жизнь воевал, однако мы его ценим и чтим.
Научный сотрудник. Я не свои слова говорю. Такой ученый, как Г.К. Грумм-Гржимайло писал о Чингисе: «Злой, жестокий и мстительный трус, решающийся на отважные поступки только тогда, когда задеты его материальные выгоды, себялюбец, лишенный рыцарских чувств - вот каков портрет Тэмуджина в молодости».
Автор. Вы нечестно цитируете, обрывая цитату на полуслове. Дальше, через запятую, следует: «И, конечно, будь этот портрет хоть сколько-нибудь верен, Тэмуджин не мог бы стать тем, чем он стал, и возбудить к себе уже с юных лет, с одной стороны преданность и симпатию, с другой - боязнь и зависть, а засим и открытую вражду тех, которые прозревали в нем силу, способную умалить, если не совсем уничтожить их влияние на народ». Уж лучше воздержаться от цитирования, чем искажать слова великих ученых.
Научный сотрудник. Современники Чингиса были осведомленнее нас. А источники ссылаются на их отношение к Чингису.
Автор. Скажите честно: про Вас в институте никогда не говорили дурно и несправедливо?
Научный сотрудник. Конечно, говорили, но ведь это были сплетни, интриги. Разве можно им верить?
Автор. Вот, а Тэмуджин был в таком же положении. История его жизни известна в двух версиях. Первая - «Официальная», сохранившаяся на персидском и китайском языках, и вторая - «Тайная история», на монгольском языке, написанная очевидцем многих событий. Этот очевидец не любил Чингиса, поэтому относился к числу сплетников, а составители официальной истории были подхалимы, что естественно; иначе их не привлекли бы к такой ответственной работе. Кроме них, были и открытые враги, разумеется, вне Монгольского улуса. Те просто лгали, говоря все, что пришло им в голову. Боюсь, что в данном случае доверчивость неуместна.
Научный сотрудник. Но коль скоро так, то и Вам верить нельзя.
Автор. Но ведь я не современник Чингисидов, и потому личных пристрастий у меня нет. Я ученый, поставивший себе цель рассмотреть изменения, происходящие в поведении людей на этническом уровне. Можно, конечно, работать и на персональном уровне: заниматься даже биографиями, если нет обобщенных статистических данных. Но при этом нельзя забывать, что не во власти одного человека нарушить природные закономерности, а приписывать ему такую способность - это ревизия исторического материализма, четко определившего роль личности в истории.
Научный сотрудник. Значит, Чингисхан, Наполеон и Гитлер не виноваты?!
Автор. Нет, почему? Они виноваты в своих личных преступлениях, обусловленных личным свободным выбором. Но вызвать мировую войну таким образом так же трудно, как создать циклон пли цунами. В древности люди верили в колдовство и убивали неповинных людей, обвиняя их в том, что они вызвали бури или засухи.
Научный сотрудник. В описанных Вами подробностях детства и юности Чингиса в Вашей книге "Поиски вымышленного царства" я вижу только обычные межплеменные столкновения, из которых вырастают феодальные отношения. Не более.
Автор. Тезис, согласно которому феодализм возник как следствие завоевательных войн, а не изменившихся производственных отношений, принадлежит К. Каутскому. У Вас какая-то непонятная тяга к устарелым теориям. Народы сами создают свою славу. Так сложились древние римляне и скандинавские викинги. По той же схеме создался Монгольский улус: путем усложнения этно-социальной системы. Это усложнение было достигнуто благодаря деятельности «людей длинной воли» - богатырей, отколовшихся от своих родов. Они не наследовали свое социальное положение, а меняли его. Но любое изменение возможно лишь при затрате энергии. Откуда избыток реальной энергии мог появиться у этих людей? Есть только один источник - природа. Если мы проследим канву событий, станет ясно, что этот излишек - результат мутации, затронувшей популяцию монголов в XI веке. В результате мутации в генотипе появился признак, обеспечивающий избыточную абсорбцию особью энергии из природной среды[xi].
Научный сотрудник. Не буду Вас ни читать, ни слушать! Что Вы тогда будете делать?
Автор. Искать собеседников и читателей. И думаю, что найду.
Историк Востока (эрудит). Не может быть сомнения, что создание Монгольского улуса в XIII веке не является заслугой одного человека, пусть даже гениального злодея, если такие вообще бывают. Отметим, что Монгольскому улусу предшествовали хуннская родовая держава III - I веков до н.э. и Великий тюркский каганат VI - VIII веков. На этом фоне Монгольский улус, просуществовавший как целостность всего 60 лет и как мозаичная совокупность ханств с династией Чингисидов 170 лет (1200-1369), не является чем-то исключительным. Поэтому целесообразно говорить о соотношении более крупных величин, например, кочевников и оседлых. Об этом говорили такие ученые, как В.В. Григорьев в 1875 году и Рено Груссе в 1941 году. Первый писал, что «одной алчностью к грабежу нельзя объяснить массовые вторжения кочевников в оседлые страны. На это должны быть более важные причины. Нет ни одного случая, где бы кочевники выселились с родины своей добровольно и произвольно кидались на земли оседлых. Их, согнанных и удалившихся с собственных земель, приводила к этому необходимость овладеть другой территорией, на которой они могли бы существовать». Под «необходимостью» покидать родину понимаются недороды трав, засухи, нападения соседей, комментирует А.Ю. Якубовский, считающий причиной завоевательных походов классовое расслоение внутри кочевого общества.
Автор. Не совсем понятно, почему в обществе со стабильным способом производства, при консервативных производственных отношениях вдруг за несколько десятилетий сложилась новая формация. За счет каких сил могло там появиться классовое расслоение?
Историк Востока. Погодите, это еще не все. К аналогичным взглядам пришел Р. Груссе, изложенный А.Ю. Якубовским: «Если проследить тщательно китайские хроники, тюрко-монгольские набеги являются их лейтмотивом... и повторяются почти каждые десять лет. До тех пор, пока династия сильна, набеги остаются набегами, укусами насекомого на теле огромной империи. Если организм болен, это - смерть». Неужели Вы с этим не согласны?
Автор. Конечно, нет! Оседлые народы - китайцы, арабы, персы и маньчжуры были куда агрессивнее степняков. До XI века арабы вторгались в Среднюю Азию и Поволжье, китайцы, не только при воинственных династиях Хань и Тан, но и в эпохи Цзинь, Суй и Мин, пытались закрепиться в Турфане, не говоря уже об их продвижении на юг от Янцзы и на Формозу (Тайвань). Маньчжуры - народ оседлый, подчинили Монголию, Джунгарию и Кашгар.
Историк Востока. А как же Вы интерпретируете походы Чингиса, его детей и внуков?
Автор. А Вы обратите внимание на то, с кем они воевали. Кроме захватчиков чжурчжэней, жестоких соперников, ровесников по этногенезу, только с кочевниками: меркитами, кераитами, найманами, кыпчаками, то есть половцами, канглами, то есть печенегами, составлявшими основную силу хорезм-шахов, туркменами-сельджуками и с карлуками. Конечно, населению страны, где идет война, всегда плохо, но надо уметь выбирать союзников, как это сделали уйгуры, армяне и никейскне греки. А долгую войну с Китаем вызвала сама династия Сун, пытавшаяся отнять у монголов земли, завоеванные ими у чжурчжэней, нападавших на монголов.
Историк Востока. Вы, кажется, хотите оправдать монгольские походы, а значит, и кровопролития...
Автор. Нет! Я только хочу понять: почему монголы побеждали тех, кто был значительно сильнее их? И разговор о том, кто лучше, а кто хуже - беспредметен. Монголы учиняли жестокие кровопролития, говорите Вы? А вырезанный Иерусалим, где в 1099 году крестоносцы не оставили в живых даже грудных детей! А разграбленный ими же в 1204 году Константинополь! А приказ Черного Принца вырезать все население Лиможа в 1370 году? Черного Принца, который считается национальным героем Англии! А чем же он «лучше» монгольских полководцев?!
Но дело даже не в этом. Гораздо важнее уяснить общую причину побед слабого над сильным. История при помощи гуманитарной методики на этот вопрос не смогла ответить. Поэтому логично сменить методику. А значит, надо обратиться к естествознанию.
Любую этническую систему можно уподобить движущемуся телу, характер движения которого описывается через три параметра: массу (человеческое поголовье), импульс (энергетическое наполнение) и доминанту (слаженность элементов системы внутри нее). Последними двумя качествами в большей степени обладают этносы, находящиеся в фазе подъема. В этом смысле монголы XIII века являются подобием викингов, арабов при первых халифах, зулусов Чаки и готов II века. После фазы подъема сначала система разрывается во внутренних конфликтах от энергетического перегрева в акматической фазе и затем теряет прежнее единство в фазе надлома. Монголы были молодым этносом в фазе подъема - вот секрет их успеха. Эта версия не противоречит всем известным фактам, а также объясняет развал улуса в 1260 году.
Историк России. А как же Вы с этих позиций трактуете такой общеизвестный термин как «татарское иго»? Простые русские люди переносили владычество Орды очень тяжело и назвали его «игом» недаром.
Автор. Простые люди всех стран и эпох не испытывают восторга при уплате налогов правительству. Однако этот повсеместный факт далеко не всегда именуется «игом». Во Франции бретонцы, гасконцы и провансальцы выплачивали налоги французскому королю, сидевшему в Париже, хотя ни те, ни другие, ни третьи французами не были. Французы их завоевали, и достаточно жестоко, только в XIII - XV веках. До этого они были связаны либо с Англией - Бретань и Гасконь, либо с Германией - Лангедок. Прочтите работы О.Тьерри.
Историк России. Всем известно, что Батый завоевал Русь и обложил ее данью.
Автор. Батый с войском в 30 тысяч всадников действительно прошел через княжества Рязанское, Владимирское и Черниговское в 1237-1238 гг. Гарнизонов в городах Батый не оставил, а следовательно, и дань платить было некому. Уплата ее началась двадцать лет спустя, благодаря дипломатическим переговорам Александра Невского с ханом Берке.
Руси тогда угрожал немецкий натиск, и Александру Невскому найти союзника было жизненно необходимо. Русско-ордынский союз остановил натиск немцев на восток[xii].
Историк. Но русские люди страдали от татарского ига!
Автор. В Древней Руси это слово употреблялось в разных значениях. «Иго» означало то, чем скрепляют что-либо, узду или хомут. Существовало оно и в значении «бремя», то есть то, что несут. Слово «иго» в значении «господство», «угнетение» впервые зафиксировано лишь при Петре I в 1691 году: «Писали запорожцы... будто они... с немалою жалостью под игом московского царя воздыхают».
Историк. А как же говорили об ордынском владычестве русские люди XIV-XV вв.?
Автор. Они называли золотоордынского хана «царем». Вспомните летописный текст: «Скончался добрый царь Джанибек». Любопытно, что даже во время «великой замятни», когда в Сарае шла череда цареубийств и была полная анархия (1357 - 1380), удельные князья продолжали высылать в Орду «выход» (налог). Те же, которые этого не делали, подпали под гнет Польши.
Историк. Почему же никто не говорит «польское иго», а все знают, что было «татарское иго»?
Автор. Это словоупотребление объяснено историком В. В. Каргаловым, в вышедшей в 1980 году книге «Конец ордынского ига». Автор ее считает, что впервые оно было употреблено статс-секретарем короля Стефана Батория Рейнгольдом Гейденштейном в «Записках о Московской войне». Он привел ряд оценок деятельности Ивана III. Русский летописец (Казанская летопись) писал, что Иван III «восприет велие дерзновение, побарая по крестьянской вере, и презре, преобиде... царя Ахмата Златия Орды, и страх и буесть всех варвар в плюновение худое вмени, и крепце вооружися и мужествение ста против неистовства царева, и гордого шатания послов его отнюдь не восхоте, и до конца отложи дани и оброки давати ему, ни сам в Орду приходити к нему».
Из цитаты не видно, чтобы войну на Угре рассматривали как восстание; упор делается на войну за христианство, против несправедливого царя. Возникает мысль, что сам Иван III не знал, что он находится «под игом», как Богдан Хмельницкий не считал подчинение Московскому царю Алексею «игом». Хотя на Украине XVII - XVIII вв. были противники объединения с Россией, однако народ их не поддержал, ибо отказ от союза с Москвой означал необходимость подчинения Польше, Турции или Швеции. Иван III имел татар у себя на службе: крымский татарин Нур-Даулет, командуя московским войском, спустился по Волге и разгромил Сарай, чем лишил хана Ахмата тыла, после чего положение последнего стало безнадежным.
Если считать ордынский суверенитет в Восточной Европе и Западной Сибири «игом», то как назвать власть Литвы над исконными русскими землями - Киевом, Волынью, Белоруссией? Каргалов отмечает, что эта «выдумка Гейденштейна, подхваченная известным французским историком де Ту, получила впоследствии самое широкое распространение в исторической литературе».
Историк. Но значит ли сказанное Вами, что надо любить Золотую Орду?
Автор. Разве речь идет о любви? Союз Руси с Ордой был результатом не завоевания, а политического расчета, который оправдался. Татарская конница задержала наступление Литвы на Русь и амортизировала грозный удар Тимура. В XV веке Москва была уже сильнее Орды, что показывает неудача московского похода Едигея, только что разбившего на Ворскле отборное европейское рыцарское войско (1399). Но вспомним, что Едигей был ставленник Тимура и погиб в борьбе с ордынцами.
Союз Москвы и Орды держался до тех пор, пока он был взаимовыгоден. Но процессы этногенеза неуправляемы и идут по ходу времени. Россия в XV веке росла и крепла так неудержимо, что смогла противопоставить себя и западноевропейскому, романо-германскому суперэтносу, к которому примкнула Польша, и ближневосточному, возглавленному Турцией. А Орда распадалась. Часть татар после принятия ислама ханом Узбеком в 1312 году влилась в состав России, а другая часть понадеялась на Турцию... и проиграла. Именно этот раскол тюрко-монгольской степной культуры облегчил совершенный Иваном III переворот, в результате которого столица Восточной Европы из Сарая была перенесена в Москву, а наиболее непримиримая часть бывших ордынцев, приняв имя «узбеков», в честь хана, обратившего их в ислам, отошла в Среднюю Азию, где сокрушила государство Тимуридов. Таким образом, Россия в XV веке унаследовала высокую культуру Византии и татарскую доблесть[xiii], что поставило ее в ранг великих держав. Остальное известно.
Историк. На базе каких источников Вы пришли к этой версии?
Автор. Я отказался от прямого использования источников, а ограничился извлеченными из них сведениями. Тогда у меня образовалась цепь событий, имеющая свою логику. Обратите внимание: геолог, астроном, зоолог, генетик и другие естествоиспытатели не имеют нарративных источников или рассказов о событиях, но им хватает наблюдений, которые они увязывают друг с другом. Эту же методику я применил к истории, сопоставляя факты, то есть события, отслоенные от текстов. Ведь тексты всегда тенденциозны, а факты молчаливы. Но ведь я не отрицаю традиционной методики, а только добавляю к ней новую, тоже испытанную и оправдавшую себя. Иными словами, я подошел к материалу как натуралист, а не как гуманитар.
Историк. Это ново, но подумать об этом стоит.
Палеотопонимист. Я с Вами не согласен. Вы писали, что «Золотая Орда служила Руси прикрытием от нападения с востока, причем в результате этого Русь успела окрепнуть и усилиться». Такое утверждение основано на явном историко-географическом заблуждении, так как с востока на Русь никто не пытался нападать: все территории, вплоть до океанского побережья, были подвластны монголам. И почему Вы назвали меня «топонимистом»? Я историко-географ!
Автор. Топонимистом я Вас назвал потому, что историки и географы учитывают в словах смысл, а Вы только звук (фонему). Монголы, как уже говорилось, создали пять самостоятельных государств: империю Юань в Китае, государство ильханов в Иране, улус Чагатаидов в Средней Азии, улус Джучидов в Поволжье и Казахстане и особый улус потомков Угедэя в Джунгарии. С 1259 года по 1307 год между этими государствами шла жестокая война. Монголо-китанское и монголо-иранское государства воевали против степных улусов - Золотой Орды и джунгаров хана Хайду и его сына Чапара. Хубилай, завоевав Китай, превратился из хана в «сына неба», то есть императора, и сама Монголия воевала с ним как с узурпатором. Если бы не героическое сопротивление степняков, Хубилай привел бы на Русь войско из китайцев, а они вырезали население в завоеванных странах вплоть до грудных младенцев, считая это не злодейством, а нормой.
Благодаря тому, что степь устояла, войска империи Юань обратились на юг, в горные джунгли за Янцзы.
Палеотопонимист. Так, значит, монголы не виноваты в разрушениях, ими произведенных? А ведь они разрушали культурные города, убивали людей.
Автор. А их противники разве были добрее? Маньчжурский богдохан Цянь Лун в 1757 году с китайскими войсками произвел массовое истребление ойратов - западных монголов в Джунгарии. Объединенный Китай во все времена неизбежно расширялся. Так произошло с монгольской династией Юань и маньчжурской империей Цин, осуществившей расширение Китая на запад. К счастью, монголы и ойраты задержали наступление китайцев на северо-запад до XVIII века. За это время Россия сумела окрепнуть и установить твердую границу. А если бы маньчжуро-китайцы двинулись на запад в XII веке, не встречая сопротивления? Они достигли бы Волги и Днепра в то время, когда Киевская Русь распалась на уделы и потеряла способность к сопротивлению. Немногочисленные воины-монголы Батыя только прошли через Русь и вернулись в степь. А китайцы пришли бы в большом числе и осели бы в завоеванных городах. Так было бы, если бы не было монголо-тюркского амортизатора, малочисленного, но боеспособного[xiv].
Палеотопонимист. Но ведь и тюрко-татары нападали на Русь!
Автор. Тюрки - понятие лингвистическое. Этносы, говорившие по-тюркски, частью остались в степи - казахи, частью ушли в Сибирь - якуты, а частью вошли в мусульманский суперэтнос и разделили его судьбу, ибо, хотя сама система клонилась к упадку, но культура манила к себе степняков Средней Азии.
Монгольское завоевание в XIII веке одарило побежденных новой энергией, и Мусульманский мир (суперэтнос) в XIV веке пережил краткий, но блестящий период регенерации. Эмир Тимур, горячий поборник мусульманской культуры, сумел воссоздать хорезмийский султанат Мухаммеда Гази и Джеляль ад-Дина Мынг-бурни в былых границах и с прежними традициями. Опорой его власти была постоянная армия из гулямов, столицами - заново отстроенные Самарканд и Бухара, главным врагом - Великая степь и традиция кочевой культуры.
Однако содержание постоянной армии стоило дорого. Деньги для оплаты воинов приходилось добывать путем ограбления соседних государств, тоже мусульманских, тогда как степняки собирались в ополчения, а после поражений, наносимых им регулярной армией, рассыпались по степи для того, чтобы собраться вновь. Война стала постоянной, а победа недостижимой.
Главным противником Тимура был Тохтамыш, потомок Орды-Ичэна, внука Чингиса. Он овладел в 1380 году престолом Золотой Орды и казахской степью, вследствие чего постоянно угрожал северной границе государства Тимура. Тимур произвел два похода на Волгу. Первый - в 1391 году через казахскую степь до Волги и на реке Кундурче нанес поражение Тохтамышу. Однако потери Тимура были так велики, что он отвел свое войско обратно в Среднюю Азию. Второй поход Тимур совершил через Кавказ в 1395 году. При Тереке ордынцы были разбиты. Тимур прорвался в Поволжье, сжег Сарай Берке (около Камышина), прошел на север до Ельца, который тоже был взят и разграблен. Но дальнейшее наступление на Россию ему пришлось остановить, потому что в тылу у него татары продолжали сопротивление, отвлекшее Тимура в Крым, к устьям Дона и в низовья Волги. Оттуда войска Тимура вернулись на родину.
Так как же можно утверждать, что опасности для России на востоке не было? Тимуру нужны были средства для содержания армии, без которой он не мог стремиться к своей цели - возвеличению мусульманской культуры. Россия была богата, ее юго-восточная граница была открыта для нападения. Московский князь Василий мог подтянуть войско только с севера, для чего требовалось изрядное время. Казалось бы, Тимура ожидает очередной успех... но вести войну, имея в тылу неразбитого противника, безумно. Поэтому Тимуру пришлось вернуться, чтобы спасти свое измотанное войско[xv].
Русско-татарская дружба была благотворна и тогда, когда столица государства была в Сарае, и тогда, когда она оказалась в Москве, а оттуда перешла в Петербург. В войнах с Пруссией. Турцией, Францией и Польшей русские, татары и калмыки сражались в одних рядах, точно так же, как и в усобицах ордынских мурз и русских князей, когда половцы и татары приходили на Русь для поддержки одних князей против других, а русские поддерживали то узурпаторов (Ногая или Мамая) против законных ханов, то наоборот. В Восточной Европе была одна полиэтническая социальная система, не ставшая химерной потому, что обе стороны не старались сделать ее монолитной, жили порознь и относились друг к другу терпимо. Кончилось это только тогда, когда Орда распалась, Крым, Казань и ногайская орда связали свою судьбу с Оттоманской Портой, а бывшие несториане и шаманисты стали русскими однодворцами - стражами южной границы.
Таким образом, в XIV веке на Восточно-Европейской равнине действовали три могучих суперэтноса, или, как принято говорить, три взаимовраждебные культуры: местная, русская, объединенная православием, мусульманская, находившаяся на излете, но гальванизированная Тимуром, и западноевропейская, находившаяся в акматической фазе этногенеза и потому наиболее хищная. Эта культура сделала Польшу своим авангардом, с ее помощью вобрала в себя Литву и готовилась к овладению всей Русью. Но это удалось лишь на две трети, ибо Москва и Суздаль, Тверь и Рязань устояли. Им удалось предотвратить раздел своей страны по двум одинаково важным причинам. Первая. Мусульмане и католики усердно мешали друг другу; одна битва при Ворскле в 1399 году обессилила Литву и Польшу на десятилетие, дав передышку Москве. Вторая. Остатки носителей кочевой культуры нашли приют в Москве и умножили ее силы. Объективное сочетание обстоятельств, логика событий, то, что раньше называлось «силой вещей», спасло Россию и вознесло ее на гребень славы.
Но воспользоваться этой ситуацией Москва сумела лишь потому, что в XIV веке на ее и литовских землях произошел новый взрыв этногенеза, подобный тем, какие ранее имели место и у монголов, и у европейцев. Для России XIV века - это было второе рождение, залог долгой жизни. А там, где взрыва этногенеза не было (например, в Галиции, некогда бывшей цитаделью русской культуры), шло унылое тление и остывание пепла. Зато Галиция и Белоруссия обошлись без татар.
Так в чем же патриотизм: в дружбе народов своей суперэтнической системы или в подражании соседям, чужим и враждебным?
Палеотопонимист. Наш народ был всегда велик и непобедим. Нужно было только объединение.
Автор. А именно его-то и не было, да и быть не могло. Вы должны, как специалист, помнить, что Новгород в XII веке выделился из Русской земли и сражался с суздальцами как с иноземцами. В 1216 году в битве на реке Липице было убито свыше 9000 русских людей. В 1208 году Всеволод III Большое Гнездо «положил рязанску землю пусту». В 1380 году Ягайло вел против Дмитрия Донского волынские и киевские полки, и так далее.
Строго говоря, в XIII веке русский этнос политически представлял систему из восьми соперничающих государств, в каждом из коих этническое наполнение было своеобразным за счет смесей славян с балтами, финнами, утрами, тюрками, причем в разных пропорциях. Так ощущение общерусского единства заменялось сознанием местных интересов.
Да и культурно-политические контакты на Руси были различны. Роман Волынский был гибеллином, черниговские князья заигрывали с папой, а Юрий II выслал доминиканских монахов из своих владений. Так было еще до похода Батыя, а потом появилась новая возможность найти союзника в лице монголов: ею и воспользовался Александр Невский. Так можно ли его за это обвинить в недостатке патриотизма? Заключенный им союз с Золотой Ордой позволил остановить агрессию Запада, и спасти ту традицию, которую мы именуем «отечественной».
Пожалуй, ни об одном историческом явлении не существует столько превратных мнений, как о создании Монгольского улуса в XIII веке. Основанием для них служат антимонгольские пасквили XIV века, принимаемые доверчивыми историками за буквальное описание событий. Не будем вдаваться в подробности исторической критики, что нами уже было сделано, а приведем некоторые цифры. В Монголии в начале XIII века жило около 700 тысяч человек, раздробленных на враждующие племена.
Обычно расчет населения делается по числу воинов, то есть мужчин, составляющих 20 процентов населения. В битве при Далан-Балджутах, между Чингнсом и Джамухой, с обеих сторон сражалось около 43 тысяч монголов. Значит, всего монголов проживало тогда около 200 тысяч, а остальные полмиллиона падают на долю кераитов, найманов, меркитов и татар, покоренных монголами в 1201-1210 годах.
Государства, окружавшие Монголию, имели гораздо более многочисленное население. В Тангутском царстве жило около 2500 тысяч человек, из которых в армии служило около 500 тысяч. В Китае, Северном - подчиненном чжурчжэньской династии Кинь (Цзинь), и Южном - 80 миллионов, в Хорезмийском султанате - около 20 миллионов, в Восточной Европе - приблизительно - 8 миллионов. Если при таких соотношениях монголы одерживали победы, то ясно, что сопротивление было исключительно слабым.
Отметим, что, очевидно, здесь имеет место закономерный процесс этнической истории, которая в каждом регионе индивидуальна. Но этносы взаимодействуют и между собой, что влечет разнообразные последствия, часто трагичные. В XIII веке пострадали народы, оказавшиеся в слишком тесном соседстве. Но искать виновных антинаучно. Сода и лимонная кислота, будучи смешаны в водном растворе, шипят и выделяют тепло. Это реакция нейтрализации, которая идет естественным путем. Разве меньше пролили крови готы и вандалы в III - V веках или викинги в IX-XI веках, крестоносцы в XII веке? Конечно, нет! Но их завоевания были подобны расширению Римской республики.
Арабы в VII-VIII вв. расправлялись с персами, армянами, испанскими вестготами, берберами, а согдийцев - культурный и богатый этнос уничтожили так, что от них остались только реликты в недоступных горах Гиссара и западного Памира.
На этом фоне взрывы этногенеза у чжурчжэней и монголов не представляют собой ничего особенного, хотя летописцы-современники не пожалели черной краски для истории XIII века.
Этногенезы - процессы, возникающие вследствие природных явлений, а, как известно, природа не ведает ни добра, ни зла. Ураганы, ледники, землетрясения приносят людям бедствия, но сами являются частями географической оболочки планеты Земля, в состав которой, наряду с литосферой, гидросферой, атмосферой входит биосфера, частью коей является антропосфера, состоящая из этносов, возникающих и исчезающих в историческом времени. Моральные оценки к этносам так же неприменимы, как ко всем явлениям природы, ибо они проходят на популяционном уровне, тогда как свобода выбора, определяющая моральную ответственность, лежит на уровне организма или персоны. Этногенезы на всех фазах - удел естествознания, но изучение их возможно только путем познания истории, содержащей материал, подлежащий обработке методами естественных наук.
Сравнив тюрко-монгольскую концепцию с романо-германской, мы невольно заметим, что в них есть черты сходства и существенные различия. И та, и другая основаны на эмоциях, вернее, на доверни к традиционному восприятию прошлого, без тени научной, исторической критики. Для тюрко-монголов завоевания Чингисидов - подвиг, для европейцев - бедствие, к счастью, их миновавшее.
Тюрки и монголы не нуждаются в доказательствах своей точки зрения, поскольку она не умопостигаемая теория, а ощущение. Уважать дух великого предка для них то же самое, что видеть солнце, ощущать тепло костра, нюхать аромат цветка. Это факт, не нуждающийся в аргументации. А французам и немцам было необходимо обосновать свою ненависть, так как она ни из чего не вытекала. Поэтому появилась оригинальная теория европоцентризма. то есть центра мировой культуры, окруженного «дикими» и «застойными» азиатами, африканцами, индейцами, которых истребляли, как волков, и полинезийцами. Сюда были причислены и русские.
Европоцентристская концепция проникла в Россию и была принята без критики. Если русские бояре и думные дьяки XVI - XVII веков были лишены предвзятостей, благодаря чему использовали татарско-башкирскую и калмыцкую конницу против Польши и Швеции, то в устах просвещенных дворян XIX века слово «татарщина» стало синонимом дикости и произвола. Думается, что к этой проблеме следует отнестись исторически справедливо.
[i] На всякий случай пояснение. "Историческая память", упомянутая Гумилевым, не является врожденной (инстинктивной), и формироваться может не иначе, как в результате научения/воспитания (т.е. не "несмотря на", а благодаря) - посредством восприятия сигналов, - в чем и состоит "сигнальная наследственность". (Хотя, безусловно, некоторые свойства "национального менталитета" могут быть врожденными, в этом случае они передаются именно генетически.) За рефлекторную деятельность отвечает высшая нервная система, - каким образом "историческая память" может удерживаться вегетативной нервной системой, ответственной за пищеварение, кровообращение, выделение и т.п., остается непонятным.
[ii] Факт усыновления Александра Невского Батыем не подтверждается никакими источниками. См. статью Н.И. Данилевского ниже.
[iii] Мнение о том, что в Белоруссии и Галиции "даже следов русской культуры не осталось", ни на чем не основано.
[iv] Да, конечно, "потеряли все", и как раз из-за того, что "пренебрегли татарской помощью". Нелишне, однако, вспомнить, что стало с Новгородом: он был полностью разорен, а поздней и вовсе потоплен в крови, но не Западом, а московскими царями Иванами III и IV соответственно. Вот в захвате Московией Новгорода монголы действительно участвовали, они были в составе войска Ивана III. Здесь "союз с татарами" очевиден.
[v] Город Колывань был основан то ли самими эстами, то ли русскими в процессе колонизации Эстляндии. Захватили его датчане в 1219 г. Город Юрьев был основан при Ярославе Мудром и являлся русским форпостом в Прибалтике. Его захватили немцы в 1224 г. Понятно, что в обоих случаях города были потеряны вовсе не потому, что русские и эсты "пренебрегли татарской помощью", т.к. "татарская помощь" была тогда даже теоретически невозможна. Но уже и при татарах немцы продолжали (и весьма успешно) экспансию в Прибалтику. Пытались они захватить и Псков - уже после 1269 г., в 1272 и 1299 г.г. - но были отбиты Довмонтом, безо всякой "татарской подмоги". Войны с Орденом продолжались и в 14 веке. Швеция тоже не дремала. Гумилев мог бы, например, упомянуть карельский город Выборг, также находившийся в зоне влияния Новгорода, и взятый шведами (основавшими там крепость) в 1293 г. В 1323 году по мирному договору Новгород уступил Швеции часть Карельского перешейка с Выборгом, часть земель за Вуоксой и земли вокруг озера Сайма. Так что натиск Запада полностью остановлен не был. Он продолжался, в том числе и в землях, ранее колонизованных Новгородом. Но обвинять Новгород, по Гумилеву, в "пренебрежении татарской помощью" по меньшей мере нелогично, потому что Новгородская земля - опять-таки по Гумилеву - как раз и находилась под "протекторатом" Орды.
[vi] См. также Л.Н. Гумилев "От Руси к России": "В условиях, когда среди русских западников находились люди, которых можно было купить и использовать в борьбе против Отечества, надежный союзник на Волге был вдвойне необходим русским княжествам. В 1268 г., через шесть лет после смерти Александра, новгородцы пошли на принадлежавшую датчанам крепость Раковор (современный город Раквере недалеко от Таллинна). По дороге на новгородские полки напали немцы, и произошла жуткая сеча - Раковорская битва. Новгородцы одолели союзные войска немцев и датчан. Те, недолго думая, призвали большое количество воинов и рыцарей из Западной Европы, для того чтобы, перейдя реку Нарову, захватить Новгород. Но тут в Новгород, согласно договору с Ордой, явился татарский отряд в 500 всадников. Немцы, даже не зная точно размеров этого отряда, тотчас же "замиришася по всей воле новгородской, зело бо бояхуся имени татарского". Новгород и Псков уцелели".
Возникает вопрос: что мешало "призвать большое количество воинов и рыцарей" ранее, не дожидаясь, пока новгородцы первыми выступили в поход и победили в той "жуткой сече"? На каком основании именно этот момент (после крупного поражения!) Гумилев называет "удобным"? Не удобней ли было тщательно спланировать "колонизацию", а не делать это "недолго думая", т.е. в спешке? (Кстати, стоит задуматься, сколько времени реально требуется, чтобы в срочном порядке призвать большое количество рыцарей "из Западной Европы", учитывая тогдашний уровень коммуникаций, во-первых, и относительную самостоятельность рыцарей, во-вторых). В общем, действия немцев - по крайней мере, в данном случае - очень мало похожи на спланированный "колониальный захват".
Далее. В своем фундаментальном труде "Древняя Русь и Великая Степь" Л. Гумилев изложил факты несколько по-иному (однако, выводов не изменив): "Полвека шло победоносное наступление крестоносцев на прибалтийские этносы и в 1250 г. увенчалось, казалось бы, решающим успехом: князь Литвы Миндовг принял крещение по латинскому обряду, что формально делало его союзником римского папы. В том же году принял от папы королевскую корону Даниил Галицкий, став из князя королем Малой Руси (Rex Russae minoris). Можно было подумать, что дорога на восток открыта; послы папы пытались склонить на свою сторону Александра Суздальского и Новгородского, но... все успехи оказались эфемерными. Крестившись и тем самым усыпив бдительность папы, литовский князь оказывал помощь языческой жмуди в войне с орденом, а после решительной победы над рыцарями у озера Дурбе в 1260 г. отрекся от католической веры и перебил католиков, бывших при его дворе. Более того, Александр и Миндовг заключили союз против немецкого железного натиска на восток. Александр съездил в Орду и договорился о союзе с ханом Берке, братом Батыя и его наследником. Ливонскому ордену грозил разгром, но... в один и тот же год был зарезан 43-летний Миндовг и умер его ровесник Александр. Поход на орден не состоялся. […] Ливония уцелела, но вынуждена была перейти к обороне. Новгородцы под Раковором, а литовцы при Карузене выиграли битвы у крестоносных рыцарей. Немецкие феодалы стали отказываться ехать в Ливонию, ибо война была опасной и бесперспективной. […] Колониальная экспансия под знаменем латинского креста захлебнулась и на севере, и на юге".
Исходя из данного текста, можно ли говорить о реальной опасности "западной колонизации", если сам Запад (в лице Ливонии), по Гумилеву, "вынужден был перейти к обороне", потерпев подряд 3 крупных поражения! Гумилев пишет, что немецкие рыцари стали отказываться ехать в Ливонию, – каким образом тогда возможно было "призвать большое количество воинов и рыцарей из Западной Европы"? Или они стали отказываться уже после того, как испугались монголов? Гумилев это не поясняет. Но ведь вот что удивительно: били немцев литовцы и русские, - при Шяуляе, на Чудском озере, у озера Дубра, под Раковором, при Карузене, - а испугались немцы – монголов, и "остановила натиск с запада" по Гумилеву - "татарская помощь". Не есть ли это пример крайней тенденциозности? Гумилев постоянно пишет о каком-то эфемерном союзе с Ордой (против Запада), - не логичней ли говорить, что кто действительно помог, так это литовцы?
Главой раньше Гумилев пишет: "Александр вернулся в Новгород с "низовой" ратью и показал себя мастером маневренной войны. Немедленно он взял Копорье, где перевешал изменников из води и чуди. В начале 1242 г. он освободил Псков, а 6 апреля одержал знаменитую победу на Чудском озере. Затем… в 1245 г. Александр Невский победил литовцев и выгнал их отряды с Руси. Тогда же бежал из Финляндии епископ Томас (англичанин) от восставшей еми, поддержанной русскими. Крестовый поход на Балтике захлебнулся". То есть "крестовый поход" "захлебнулся" ещё лет на 25 раньше. Такое впечатление, что он "захлебывался" перманентно. Конечно, благодаря монголам.
Или вот еще пассаж: "После первых успехов шведы и крестоносцы Ливонского ордена были остановлены Александром Невским, а Даниил Галицкий отстоял свою землю от венгров и поляков. Это были, конечно, временные победы, но, когда князья заключили военный союз с Ордой, стало очевидно, что натиск папистской Европы на Восток захлебнулся". Во-первых, непонятно: уже и Даниил Галицкий, что ли, заключал "союз с Ордой"? Во-вторых, конечно, то были "временные победы"! (Есть ли вообще что-нибудь "невременное"?) Потому что войны с Ливонским орденом и Швецией продолжались и потом, вовсе не будучи прекращенными мифическим "союзом с Ордой".
См. также конец файла с обсуждением конкретного факта, приведенного Гумилевым, и на котором собственно и основывается вся концепция спасения "Ордой от Запада".
[vii] Речь шла в том числе и соборах: соборы сооружаются не для того, чтоб в них жить, это культовые сооружения.
[viii] Создается впечатление, что Л. Гумилев от лица своих вымышленных оппонентов намеренно задает себе глупые вопросы, чтобы потом с большей контрастностью показать свое превосходство.
[ix] Л. Гумилев лукавит. В данном случае его вкусы и эмоции имеют прямое отношение к делу.
[x] Да, в чем заключалась эффективность данного "союза" абсолютно непонятно. Разве что он позволял русским князьям привлекать монголов в своих междоусобицах.
[xi] Очень интересно, во-первых, что это может быть за признак, во-вторых, о каких именно энергиях природной среды идет речь: солнечной, гидро, энергии ветров... Если б в результате мутации у особи появлялась солнечная батарея во лбу и/или на голове вырастала ветряная мельница, тогда все это было б более или менее понятно. Но "пассионарии" обладают точно таким же физиологическим строением, как и любая другая особь. (Правда, возможно, что у них более эффективен процесс усвоения пищи, либо они просто больше едят). Гумилев пропагандирует "естественнонаучный метод", но создается впечатление, что он сам плохо знаком с вещами, о которых ведет речь. Одни люди других "энергичнее", т.е. проделывают больше работы за единицу времени. Но никакая "избыточная абсорбция энергии" для этого необязательна. Для этого достаточно более полно (с более высоким КПД) использовать энергию определенных химических превращений в своем организме (происходящих вследствие дыхания и приема пищи), т.е. проще говоря, задействовать свои силы. (А чтоб действительно "избыточно поглощать энергию", достаточно всего лишь больше есть, – это могут и "гармоничные личности", и даже "субпассионарии", - "пассионарным" человек от этого не станет; это, скорей, чревато ожирением).
[xii] См. ссылку 6.
[xiii] Конечно, своей-то доблести у русских не было, пришлось у татар заимствовать.
[xiv] То есть, по мысли Льва Гумилева, то, что китайцы Русь не завоевали, - заслуга монголов. А вот, например, в конце 16-го века, когда Россия была ослаблена, японцы проводили агрессивную политику. Так, может быть, за то, что Россию не завоевали японцы, выразить благодарность китайцам? Вообще, если логику Л. Гумилева продолжить, то и Западная Европа должна быть монголам благодарна. Ибо кто знает: если б не "монголо-тюркский амортизатор", может быть, и Европа вошла б в состав Поднебесной? Это абсолютно извращенный ход рассуждений.
[xv] То есть и здесь монголы послужили "амортизатором". Всюду русские должны быть благодарны им.