...Хочется пробиться воображением через толщу веков, представить знакомые места много тысяч лет назад, приглядеться к племени каменного века. Звериные мохнатые шкуры, сшитые тугими жилами, покрывают тело первобытных охотников. Они сидят у костра, правят каменные ножи, готовясь к утренней охоте. Они убивают ровно столько животных, сколько им требуется, чтобы быть сытыми, одеть себя, покрыть шкурами шалаши. И хотя диких зверей тогда было много, а охотников сравнительно мало, первобытные племена интуитивно старались оградить животных от напрасного истребления. Придумывали всевозможные ограничения, запрещения, обряды. И когда убивали зверя, то причитали, как бы извиняясь перед ним: "НЕ Я ТЕБЯ УБИЛ, ДРУГОЙ ТЕБЯ УБИЛ..."
...Мезолитический человек вызывает особую симпатию своей привычкой, где бы ни поселился, на некотором расстоянии от жилища рыть "хозяйственную яму" для свалки мусора. При раскопках стоянки Усть-Белой вскрыли пять таких ям, доверху заполненных бытовыми отбросами, битыми костями, мелкими отщепками, разными обломками. Ямы были завалены землей и обозначены бугорками. Не думаю, что обитатели боролись за звание "стоянки высокой культуры", но, живя на одном месте, они заботились о чистоте жилища, убирали мусор с тропы, сгребали отбросы на свалку, оставляя будущим поколениям не только зачатки чистоплотности и гигиены, но и бережного отношения к природе, которая всегда вокруг людей.
...Древние охотники при всей примитивности хозяйственного уклада, наивных верованиях и страхах перед стихийными силами природы все же старались жить не одним днем. Они были заинтересованы сохранять в своих лесах животный мир, чтобы не попасть в зависимость от соседних племен. Существовали в тайге и так называемые "шаманские места", где по общему договору охота на зверя запрещалась, никому не было дозволено применять на тех территориях лук или хотя бы легкое копье - пальму. Это были древнейшие заповедники.
Люди неолита рисовали на скалах фигуры лосей, идущих друг за другом - поклонялись самой идее воспроизводства диких зверей, да и вообще обитателей тайги. Молодых охотников приучали быть особенно внимательными к самкам, ожидающим детенышей. Существует много наскальных рисунков охоты на лося. Стянутые тетивою луки и летящие в сторону зверя стремительные стрелы. Но не встретишь рисунка, где оружие было бы направлено против лосихи, ожидающей лосенка. Вот и судите о проницательности людей, которых кое-кто зовет дикарями.
Они не понимали связей и равновесия в окружающей среде, а потому невольно были и первыми разрушителями природных ресурсов. Валили деревья на склонах гор, а ливневые потоки с грохотом устремлялись в низину, сносили стойбища... Природа шаг за шагом внушала человеку: так со мною поступать нельзя, за нарушение моих законов я требую серьезной, иногда катастрофической платы.
Присматриваясь и запоминая, неолитический охотник учился ладить с природой, приспосабливаться к ней.
(из книги Леонида Шинкарева "Сибирь: Откуда она пошла и куда она идет")