ТАЕЖНОЕ ПРАВО

От редакции. Павел Серебрянников (lj-user Argentum) - широко известный в узких кругах деятель русскоязычного либертарианского движения. Родом из Иркутска (1969), в настоящее время живет в Новосибирске.

Профессия: системный администратор. Интересы (в алфавитном порядке): анархизм, антиантисекс, антикоммунизм, австрийская экономическая школа, Бивис и Баттхед, кошки (одну из них воспитывает дома), теория эволюции, теория информации, Том Уэйтс.

Концепция естественного права известна каждому, кто достаточно много ходил по лесу, а в Сибири таких существенно больше, чем в европейской России ("комнатный сибиряк" - не наезд, в общем, но явно с подтекстом "you're are different and strange" (c) текстовая заставка в конце первого Вольфеншнайна).

Приходишь в зимовье, а там лежит соль и спички в полиэтилен завернутые. Хорошим тоном считается их рефрешнуть - то есть старые можно себе забрать, а новые положить. Не сделать - плохой тон, но в общем не полный остракизм. Забрать совсем - ни в какие ворота не лезет. И ведь никакого милиционера к спичкам не приставлено.

Ну и само зимовье, опять же - это ведь надо копать землянку, класть туда сруб, тащить невесть откуда толь, гвозди, а то и печку, всем этим заниматься - и потом отдать в общее пользование на условиях GPL. Государство этим что-ли занимается? Хрена лысого.

Люди, которые по пьяни/недосмотру жгут зимухи, забирают спички, оставляют угли, мусор, собирают зеленую бруснику - они, конечно, есть, но жалобы на то, что их в исторической перспективе становится больше, я, если честно, не могу уверенно отделить от обычного "трава зеленее и ровесницы моложе". В том "домене", к которому принадлежал я в Иркутске, эти люди имели основное название - уроды (утверждать, что за этим словом кроется соответствующая теория отчего они такие, я не возьмусь). Так или иначе, их достаточно мало, чтобы система в целом была стабильна без профессионального енфорсинга и даже без сколько-нибудь значительных силовых акций. И при этом, "непрофессиональный енфорсинг" происходит не в масштабах деревни, в которой все всех знают, а в масштабах "Большого Иркутска" (+Ангарск и Шелехов), больше миллиона человек населения и среди них немало приезжих. То есть система сравнительно легко интегрирует пришельцев, хотя медицинский факт, что именно пришельцы и создают основную массу проблем.

После знакомства с этой системой, убедить меня в том, что естественное состояние - это война каждого против всех - весьма и весьма затруднительно. В том, что можно воспитать человека, который других состояний не знает - это-то да, вопрос - а нахрена????

Опять же с национализмом: водораздел "свой-чужой" в данном случае проходит вовсе не по этнической границе - русские и буряты в системе, притом что этнической ассимиляцией отношения русских с бурятами я бы не взялся называть, а вот приезжие русские нуждаются в ассимиляции.

Еще одно наблюдение - регулировка доступа к ресурсам в присваивающем хозяйстве очень мало похожа на классическое право собственности, больше аналогий с "homesteading the noosphere", это бы систематизировать да Эрику Рэймонду отослать. Но при систематизации сразу же становится видно, что никакой это не "homesteading", а в чистом виде GPL, разве что в условиях гораздо менее совершенной коммуникации. Несовершенство коммуникации используется как регулятор доступа к ресурсу, избавляя от tragedy of commons и необходимости вводить собственность в строгом смысле. Как и в социодинамике freeware проектов, места неравноценны - "also runs" - это места так себе, а "category killer" - место, с которого за несколько ходок можно обеспечить себя на всю зиму. Знание многих (взвешенных по ценности) мест => высокий социальный статус. Сообщая кому-то место, я достигаю сразу нескольких результатов: демонстрирую свое расположение, повышаю собственный статус (элемент потлача в этом, таким образом, присутствует) и налагаю на того, кому сообщил, нечеткие, но определенные обязательства, в том числе и по контролю за тем, кто знает место; и даю понять, что знающие интегрированы в систему, и их не слишком много.

Главный point в том, что редкостью является не столько сам ресурс, сколько знание о ресурсе. Сходство системы с GPL позволяет утверждать, что GPL, или, точнее, де-факто существующие вокруг GPL обычаи и есть "естественное право" в ноосфере.

P.S. Собственно, это в чистом виде эзотерическая традиция. То есть эзотерические школы - логичный (хотя и не совсем грамотный) перенос в чистую ноосферу принципов работы с "собственностью-знанием" присваивающей экономики. Дорогу к ягоднику надо держать в секрете потому, что если туда припрется вся деревня, будет tragedy of commons. Знание Истинного Имени Бога надо держать в секрете потому.... а почему, собственно? (начинается выдумывание ad hoc аргументов, но по аналогии с ягодником кажется очевидным, что ничего хорошего из неограниченного раскрытия секрета не выйдет).

В современной ноосфере, как верно отметил lj-user vvagr, "эзотеризм" обусловлен просто огромным объемом знания.

(с) Argentum, June 2002