ЗДЕСЬ - ТАМ:
открытая телеграмма с последних этажей
листовка, брошенная из окна поезда
рукопись, которую никто не прятал...

в ответ на несколько мессов в гостевой, текст Алексея Цветкова "Суперприсутствие", а главное - 18 мая 2001 года

Как будто бы я попал в прошлое, где на 2 курсе познакомился с девушкой, которая вновь вернула меня в мир Майка Науменко и Doors... мир который я тогда и сейчас хочу забыть.
Мир вечного лета и счастья ( своего... счастья) а почему хотел и хочу забыть, потому что надо, надо двигаться дальше. Прочь из "рая" чтобы вернуться в него потом, познавшим, просветленным..

Другая эпоха, другая музыка и кумиры...
Спасибо за добрую сказку и за то, что Вы есть.

Потому что вундеркиндам, способным к математике и сис. анализу, надо бы заниматься своим тихим, скромным делом, а не лезть через пень- колоду...

(из писем в редакцию)

Нелегкая это работа - плыть между льдинами. Особенно когда "собираются льды, встречаются льды..." (А).Можно, конечно, смеяться над тем, как почти одни и те же люди критикуют за "мертвечину системного анализа" и "слишком отдает фэнтези (почитай серьезных философов)"; или одни хвалят за красивую сказку, а другие говорят, что на 80% согласны со всем, что в ней понимают. Хороша сказка... Впрочем, наверное, именно так это и должно выглядеть. Чем агитатор отличается от проповедника? Агитатор говорит -"следуй тому, чему следую я", проповедник - "будь свободен оттого, от чего свободен я". Нам, испорченным одиннадцатилеткой и выпусками новостей, все реально интересное кажется придумкой для развлечения; или, напротив, интересными кажутся только придумки для развлечения.

Когда Лот с женой и дочерьми паковали вещи, они ехали не в эвакуацию и не в командировку. У них было будущее, которое интереснее всех предположений о нем. Предчувствие этого будущего они назвали ангелом, или ангел и был этим предчувствием - неважно.

Когда Румата Эсторский прицеливается, он смотрит вниз. С высоты графского поста, шестисот лет разницы в развитии технологий и такого понимания реальности, которое на Арканаре сочли бы шизофренией. Мальчик Ежики прицеливается снизу вверх. У него нет ничего, кроме чувства чудовищной неправильности происходящего.

Но цель у них одна и в широком стратегическом, и в узком артиллерийском смысле. Гопники с потными пальцами. Неудовлетворенная стерва-англичанка с вологодским акцентом. Человек в форме, преграждающий дорогу. Японская кухня, двадцать вторая уловка, ракета-носитель с ядерной боеголовкой.

И столкновение абсолютно взрослого с абсолютно детским - это не меньшая ересь, чем арабо-израильский конфликт; таков, к слову, и есть арабо-израильский конфликт. Выросших, самоуверившихся, прагматичных - с подростками, убийцами, фанатиками. Критиков с героями, рыцарей с ковбоями, конфуцианцев с даосами, т.е. китайцев с китайцами. Бред? Бред.

"Они все говорят, что все взрослые - плохие, ничего-де не понимают, - они - это дети, конечно, а не ученые, - и устанавливают небывалую диктатуру. Что при этом происходит с пространством и временем, я уж и не говорю. Там, где к власти приходят дети, взрослому распрощаться с жизнью легче, чем сказать "массаракш". Я знаю, я видел - лично проторчал неделю в витрине какого-то магазина в костюме парашютиста..."

В.Козявин - "Выстрел в командора"

"...из города в город, в поисках приключений, солнца, легкого кайфа, девушек, сиюминутного просветления и проч",- это не жизнь. Но и читать Хайдеггера в пыльной комнате - тоже не жизнь; во всяком случае, я бы сдох. Жизнь - это читать Хайдеггера в три часа ночи в плацкартном Москва - Петрозаводск, чтобы позванивал по-особому звенящий в этом поезде подстаканник, остывал кофе, препятствуя проникновению света коридорной люминесцентной лампы за пределы окна, и Бытие соприкасалось с Сущим ближе к тебе, чем лезвие плотно прижатого к щеке ножа; и утром вставать рано-рано (а цифра "семь" ассоциируется с холодным бледно-голубым), что неприятно, но именно поэтому радостно. Потому что

Тот, кто дает нам жизнь,
Тот, кто дает нам смерть -
ДРУГ уже по теореме Экзюпери - потому что заставляет рано вставать -
Кто написал всех нас, как рассказ,
И заклеил в белый конверт.

Средний человек, читая Стругацких, чувствует себя как будто тупым. Читая Крапивина, средний человек чувствует себя как будто раздетым. Ни на первых, ни на второго ему не хватает серьезности. Он хочет заставить нас стесняться того, что мы не можем высказать до конца. Пусть так. Румата Эсторский и мальчик Ежики понимают друг друга без слов; абсолютная взрослость и абсолютная детскость соприкасаются и совпадают.

Даже профессиональный радикал Цветков, оказывается, иногда стесняется своего чувства "суперприсутствия". Мямлит что-то о "высоком абсурде", цементирующем "малые группы" - в противовес "низкой истине большинства".

Разденься. Выйди на улицу голой.

А это можно понимать и как "разуй глаза". Истина не ИРрациональна - она СВЕРХрациональна.

Если так нужно для дела.

Мы - да, мы "малая группа", "поисково-спасательная экспедиция ищет себе подобных". И при необходимости нас можно пересчитать по пальцам. Просто белый конверт - один. А мы в нем - далеко, очень далеко не одни.

Хочется называть его содержимое "сказкой" - успехов. Просто это та самая сказка (про чашу, коня, книгу итд), которую Великий Лев рассказывает Люси всю жизнь. И даже больше. Ложь с намеком, иллюзия со спрятанной за ней радостью, адское пламя, которое протыкается деревянным носом (JB).

Никто никогда не отменял права видеть мир одной на всех сказкой и исследовать его не методами популяционной динамики, а методами литературоведения. "Жить, как нарниец, даже если нет Нарнии" - в самом прямом смысле "высокий абсурд", ибо жизнь по законам Н. делает Н. не менее реальной, чем реальна любая империя высоко поднятого сапога.

И страх "не остаться бы на полях, пригодиться" понятен только абсолютному взрослому... или абсолютному ребенку.

Именно поэтому в сфере моделей для нас не существует оффтопиков. Ни в классической философии, ни в "фэнтези", ни в ефремовской школе, ни в том, что обычно открывается утром как бредовое случайное совпадение, а вечером, крепчая от соударений с объективной реальностью, становится очевидным фактом.

...Отблеск грозы на сцене, фонарь в конце коридора... (LAN)

 

 

...Да, а ты-то сам - веришь в Кристалл?

(*) LXE, May 24 '2001

P.S. Автор чувствует постоянно нарастающую благодарность LAN за указание на вышеизложенный ход мыслей, но не чувствует в себе способности точно ее сформулировать.