Наезд на Бека | Письмо в защиту Бека | Обсуждение Бека | Сайт Бека | Устать

Мнение модератора о том, что есть подход Цоя.

Обязательным не является, но рекомендуется к восприятию.

Когда Юрий Каспарян и Алексей Рыбин прилюдно объясняли свое эпохальное решение заработать еще немного денег, признав Бекхана Барахоева полноправным преемником Цоя, они объясняли это так: "У него в текстах такая же грубая энергетика, какая была у Цоя в последние годы".

Мне трудно это понять. Я никогда не уважал грубую энергетику. Я никогда не поставил бы рядом, например, Цоя и Кинчева, или, к примеру, Цоя и Талькова. Предлагаю парадоксальную мысль: Кинчев никогда не писал О СЕБЕ. Проповедник, за которым стоит ИДЕЯ, занят продвижением идеи. Поэт не должен быть занят продвижением идеи. Он не соглашается и не отвергает, он предлагает самого себя:

"Я упал, подбирайте меня, я уже начинаю гнить...
Я налит своим собственным соком - не хочешь ли ты меня съесть?"

Я не согласен с тем, что "есть ранний Цой и есть поздний Цой". Две эти нити - поэта и проповедника - присутствовали в нем всегда. "Кончится лето" - поэзия. "Троллейбус, который идет на восток" - проповедь.

Метод Цоя-поэта - это своеобразный нарциссизм. САМОЛЮБОВАНИЕ. Умение заметить то, что ИМЕННО ТАК не заметит никто другой, и вставить это в песню не из особой ценности происходящего, а по суверенному праву автора. "Я вчера слишком поздно лег, сегодня рано встал", произнесенное на десятитысячном стадионе - там ведь было больше народа, чем на Нагорной проповеди...

"Гуляю, я один гуляю", "занят бездельем, играю словами", "я хотел бы остаться собой" - вот истинная творческая программа Виктора: НЕ ПИСАТЬ "НА ЗАКАЗ", НЕ ПИСАТЬ О ТОМ, ЧЕГО НЕ БЫЛО, НЕ ПИСАТЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО НЕ С ТОБОЙ. Это очень мощный фильтр, отсекающий узость и плоскость человеческой "фантазии", весь мистический примитивизм, которого так много у Кинчева ("Все говорят, но немногие знают, в каком" :-), все пропагандистские штампы, которого так много у Талькова ("В этом мотиве есть какая-то фальшь!").

В одном из интервью Виктора спросили: "Почему у вас так много дождя, осени, падающих звезд?" - "Не знаю, - улыбнулся он, - это относится к анализу творчества, а я им не занимаюсь". Это еще один фильтр - НЕ ПОДХОДИТЬ К СОБСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АНАЛИТИКА, КОНСТРУКТОРА. НЕ ПЫТАТЬСЯ СМОТРЕТЬ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ.

Второе. Цой - это Город. Это тот самый сквозной образный ряд питерского многоэтажья, который дотянулся в русский рок от Петербурга Пушкина и Гоголя через Достоевского, Гаршина, Сашу Черного; которого нет у Кинчева, который всю жизнь безуспешно пытается впитать Шевчук, которым насквозь дышат ранние альбомы Саши Васильева и поздние альбомы Янки Дягилевой:

"Темные улицы тянут меня к себе... Я знаю, что здесь пройдет моя жизнь - жизнь в стеклах витрин".

Поэтому Цой контекстен. Любая попытка игнорировать этот контекст (если она не есть его полное самопреодоление) разрушает то, что от ученика требуется сохранить любой ценой.

Третье, следующее из первого. Всякие вариации на тему "жизни после смерти" - оффтопик. Такие тексты будут вырезаться независимо от их качества. Цой - это здесь и сейчас. Цой - это попадание в фокус. Это день, выхваченный из сетки календаря - прислушайтесь к этой строчке!

Слово "Мы" - губительно для поэта. Нет, "Звезду по имени Солнце" он, конечно, должен был спеть - это один из пограничных столбов карты мироздания, изложенной образами рок-культуры. Но там уже была Игра. Это уже была проповедь. И когда мне говорят, что она исчерпывает Виктора, я смеюсь этим людям в лицо.

И когда мне говорят, что какой-то Бек исчерпывает Виктора, я тоже смеюсь в лицо. Нет двух одинаковых людей. Его разорвало на тысячи частей - они остались, осели в тысячах мыслящих сознаний. Воссоздать, соединить эти части можно только вместе, здесь не должно быть решающих голосов.

Четвертое. Мой критерий, "индекс киношности" текста - могу ли я представить Цоя поющим его? Прежде, чем слать сюда свой текст - проверьте. Проверьте даже такие технические моменты, как четкость ритма, почти обязательное для Цоя ударение на последний слог. Проверьте, убедительно ли текст звучит для человека, ничего не знающего о Цое, кроме фамилии.

Возможно, не все тексты, размещенные на страничке, полностью соответствуют таким критериям. Критикуйте, ловите блох. Также приветствуются исповеди с subjем "Мой Цой". Вроде этой ;-)

А вот еще одно мнение, которое модератор во многом разделяет...

Наезд на Бека | Письмо в защиту Бека | Обсуждение Бека | Сайт Бека | Устать