Более точно вопрос можно поставить так. Достигается ли при рыночном
равновесии оптимальное распределение ресурсов? Утверждение это вызывает
большие сомнения.
Вас опять подводит поверхностное
знакомство с экономикой. Попробуйте дать определение
оптимального распределения ресурсов, и либо я вам укажу
на вашу ошибку, :), либо вы получите, что равновесный
рынок является оптимальным распределением
ресурсов (или, точнее, наилучшим из достижимых
приближений к оному). Кстати, еще одну неприятную вещь
сообщу - на практике, оптимум движется со скоростями,
сравнимыми с той, с которой экономика приближается к
нему, поэтому равновесный рынок не достигается никогда.
Субъекты рынка стремятся максимизировать каждый свою прибыль. [На память
приходит понятие жадного алгоритма (greedy algorithm, см., напр.
учебник "Алгоритмы: построение и анализ" Кормена,
Лейзерсона и Ривеста) из computer science. В ряде
случаев они действительно помогают найти оптимум. А
часто и не помогают.]
Аналогия неудачна.
Субъекты стремятся максимизировать свою прибыль в
некоторой перспективе, горизонте планирования, и вполне
способны идти на временные жертвы ради достижения
лежащего "за бугром" оптимума, поэтому значительная
часть субъектов рынка использует алгоритмы, никоим боком
не "жадные". У большинства нормальных людей горизонт
планирования (не по всем, правда, операциям, но тем не
менее) превышает матожидание их времени
жизни.
В высшей степени естественно
предположить, что субъекты сильно повысят свою прибыль,
скоординировав свои действия хотя бы в минимальной
степени.
Безусловно. Но права собственности и
концепция добровольного обмена, в совокупности
образующие рынок - это существенно больше, чем
минимальная степень координации.
Да, я поверхностно знаком с экономикой, но зато чуть знаком с либертарианской догматикой.
Прежде чем
определять оптимум, естественно сначала определить
сравнение, т.е. какое из 2-х распределений ресурсов мы
считаем лучшим.
Естественно. :) Именно на этом этапе и
совершается основная масса ошибок, потому что сравнение
распределений ресурсов в ряде отношений резко отличается
от сравнения чисел. Грубо говоря, на множестве возможных
распределений не задано транзитивного отношения
больше-меньше, поэтому аналогии с оптимизацией функций
на "обычных" упорядоченных множествах очень и очень
опасны, а большинство алгоритмов (линейное
программирование ака межотраслевой баланс, например),
хотя и работают при определенных условиях, но
неприменимы для глобальной
оптимизации.
Поправьте меня, если я не прав, но либертарианство в принципе отрицает возможность такого
сравнения.
Вы неправы. Поправляю.
Некоторые распределения ресурсов сравнимы между собой.
Некоторые - нет. Пойдем со стороны аксиоматики и
попробуем определить, какие сравнимы, а какие -
нет.
С либертарианской точки зрения не бывает
"лучшего" и "худшего", а бывает более или менее
естественное ("рыночное", "свободное"). Этот подход, при
последовательном применении, способен породить связную,
стройную и очень забавную теорию.
Основной тезис либертарианских и ряда
либеральных экономическиих теорий - что сравнения
"хуже-лучше" все происходят внутри человека. Человек
знает, что для него лично хуже, а что - лучше. С этим
вы, я надеюсь, спорить не будете. Поэтому если два
распределения ресурсов отличаются только долей ресурсов
одного конкретного человека, то они
сравнимы.
Например, я шел по лесу и рядом со мной
упал золотой метеорит. Все остальное распределение
ресурсов не изменилось, но я стал богаче. Это
распределение ресурсов лучше того, при котором метеорита
не падало. Другой, более реалистичный пример - моя
машина стояла во дворе и в нее ударила молния. Машина
сгорела. Ничего больше не изменилось, но я стал беднее.
Это распределение ресурсов хуже того, когда молния не
ударяла или ударила в менее ценный ресурс. Еще более
реалистичный пример - у меня дома валялись обрезки
досок. Я сколотил из них полочку. Ничьи интересы не
затронуты, но я стал богаче - из относительно ненужных
ресурсов я сделал полезную полочку. Это распределение
ресурсов тоже лучше того, когда полочки не
было.
Напротив, ситуации перераспределения
ресурсов могут приводить к несравнимым картам
распределения ресурсов. Например, я украл у вас доску. Я
стал богаче, вы - беднее. При этом я не знаю, насколько
доска была ценна для вас, а вы - насколько она ценна для
меня. Мое приобретение не сравнимо (не в том смысле, что
оно намного лучше, а в строго математическом - отношение
хуже-лучше не определено) с вашей потерей. Если
"глобальная оптимизация" предполагает совершение таких
операций, то она не является оптимизацией
вообще.
Единственный тип перераспределения
ресурсов, который сохраняет отношение хуже-лучше - это
так называемые добровольные обмены. У вас была доска. Я
к вам пришел, говорю - вот, доски не хватает, дайте? Вы
говорите - пять рублей. (или даже - да бери, она только
место занимает). Я даю пять рублей, забираю доску - все
счастливы. И вам стало лучше, и мне. Вы получили пять
рублей, которые в данных обстоятельствах цените выше
доски, я получаю доску, которую в данных обстоятельствах
ценю выше пяти рублей (например, потому, что из нее я
сделаю полочку, которая в магазине стоит две сотни).
Обратите, кстати, внимание, что при этом также произошла
координация моих действий с вашими.
Рынок, то
есть взаимоотношения, основанные на частной
собственности и добровольных контрактах, интересен
именно тем, что сохраняет общественные взаимоотношения и
распределение ресурсов в рамках тех перераспределений и
изменений, для которых определено отношение хуже-лучше,
то есть сохраняет саму возможность "глобальной"
оптимизации. На самом деле, там дальше тоже есть
сложности, это как бы арифметика, а то, что обсуждается
в курсах экономики - это уже матанализ, для перехода к
которому нужно вводить новые сущности, неочевидные и
прямо не следующие из того, что я тут изложил. Но ход
мысли, я надеюсь, стал понятнее?
У вас тут любопытная дискуссия развернулась.
Простите, что вмешиваюсь, но хочется задать вопрос.
Вы говорите что каждая операция обмена улучшает
состояние системы. В этом я не сомневаюсь. Но ведь при
таком методе оптимизации Вы скорее всего попадете в
локальный максимум. Просто застрянете в положении
устойчивого равновесия. И чтобы из него выйти, Вам
придется применить нерыночные методы (то есть не
направленные на чьё-либо обогащение). Что на этот счёт
говорит теория?
Заметьте что в результате такого
применения положения системы до и после могут оказатся
сравнимы -- все станут богаче.
На этот счет теория обращается к понятию, которое я
уже упоминал и которое вызвало непонимание - о
"горизонте планирования". Т.е. большинство нормальных
людей интересуются не немедленной прибылью, а
максимизацией прибылей в течении некоторого, порой
весьма значительного, промежутка времени. В частности,
вполне распространена ситуация, когда человек заботится
о благополучии своих детей и/или других родственников и,
реже, знакомых. Когда человек вкладывает деньги и/или
другие ресурсы (в т.ч. свое рабочее время) в расчете
получить прибыль от них только в (порой весьма
отдаленном) будущем - это вполне рыночное поведение.
Называется инвестирование. Оно, помимо прочего, и
является основным средством выхода из локальных
оптимумов, которые вас так беспокоят.
Впрочем,
если в предыдущем посте я излагал "арифметику", то это
уже "мат. анализ", требующий более подробного изложения.
Почитайте того же Мизеса,
"Человеческую деятельность"
например, а?
Если же прибыль не будет получена
никогда и никем - значит и улучшения не произойдет, т.е.
локальный минимум является и глобальным тоже (на самом
деле, тут есть еще дополнительные сложности, но в общих
чертах так).
В своём
постинге я, однако, утверждаю, что подход этот ...
совершенно абсурден. Ну и что с того, что что-либо
произошедшее естественно? Прилетел микроб и убил Вас --
какое Вам дело до того, что он возник в результате
естественной эволюции и отправлял в Вашем организме свои
совершенно естественные надобности?
Микроб стал
богаче (наелся), я - беднее. Транзакция, запрещенная
правилами частной собственности. Собственно, в данном
случае все еще проще - поскольку микроб не считается
членом общества, то прирост его богатства никого не
интересует, поэтому считается что общество стало беднее.
Никому не стало лучше, кому-то стало хуже. В данном
случае "либертарианская" оценка ситуации полностью
сходится с интуитивной.
Я не очень
понял Вашу мысль о горизонтах планирования. Если субъект
отказывается от прибыли на данном ходе, в надежде
получить прибыль через 10 ходов, это, вполне возможно,
поможет ему получить больше через 10 ходов. Но как это
поможет системе в целом?
Во первых, если я
получил прибыль, и никто не пострадал, то это и есть
помощь системе в целом (я - часть системы, нес па?). Во
вторых, отказавшись от прибыли на данном ходе, я, скорее
всего, предоставил свои ресурсы кому-то, кто за счет них
получил прибыль сейчас или на ходах с данного по
девятый - то есть общая прибыль еще возросла.
В
третьих, самый узкий момент, который и составляет ядро
наиболее содержательной из критик либертарианства с
коллективистских позиций - это тезис, что когда кто-то
получает прибыль и никто персонально не страдает, это,
тем не менее, может быть плохо для "системы в целом". По
существу, это и есть определение коллективизма -
утверждается, будто "система" обладает своими
собственными целями, ценностями, и критериями
оптимизации, отличными от целей, ценностей и критериев
оптимизации людей, образующих эту систему. Далее
начинаются разногласия, что именно является системой -
класс (у марксистов), нация (у националистов),
государство (у этатистов), "общество в целом" у
некоторых социалистов, "социальные конструкты" у
постмодернистов, имя им легион. Все перечисленные
течения друг с другом по очевидным причинам не дружат,
но почему-то (то есть в такой формулировке-то как раз
понятно, почему) едины в своей ненависти против
"либералов".
Я утверждаю, что коллективизм
противоречит - ни много, ни мало - принципу свободы
воли. На эту тему я уже несколько раз высказывался, в
последний раз, например, тут.
Это тема отдельная, но, как видите, теснейшим образом
связанная.
Т.е. вы согласны, что
система с координацией может работать лучше системы
полностью независимых агентов?
В точно такой формулировке -
да, согласен. Только не надо меня ловить на подмене
кванторов. :) Может лучше - факт. А может и хуже.
Зависит от принципов координации (даже больше, чем от
персоналий координаторов).
Ну что же, за разъяснение арифметики и анализа --
спасибо. Кстати, вопрос не в тему, разве есть такая
вещь, как математическая экономика либертарианского
направления? Сапов неоднократно честил всех, которые
лезут с коэффициентами, жуликами. Подобное я видел и
по-английски на mises.org. А Вы тут что-то про
матожидания, скорость достижения оптимума etc.
Насчет либертарианской мат. экономики - с этим
плохо. Из называющих себя анархо-капиталистами мат.
экономикой грешит разве что Дэвид Фридман. "Австрийская
экономическая школа", аксиоматику которой я пытаюсь
изложить, утверждает крайне ограниченную применимость
методов мат. экономики и бессмысленность большинства
допущений оной. В этом смысле Сапов совершенно прав.
Построение экономики по математическому методу (через
аккуратно определенные аксиомы) приводит нас к
математической модели, в которой нету ни производных, ни
дифуров и очень мало равенств - а отношение неравенства
лишь частично определенное. Как я уже говорил,
применимость математических методов оптимизации в таких
условиях крайне ограниченна.
Вы
замечательно с примерами разъяснили, что с Вашей точки
зрения сравнение двух ситуаций возможно только в
тривиальном случае: если абсолютно все стали жить
"лучше или также", то стало "лучше или также". Коль
скоро в жизни подобных ситуаций не встречается, разве
что у тов. Сталина всем "жить стало лучше, жить стало
веселее", то можно считать, что два состояния системы
несравнимы с вероятностью 1. Т.е. вы поправили моё
понимание либертарианства на пренебрежимую величину
:-)
Не совсем так. Если все
стали жить так же, а кто-то лучше, то стало жить лучше.
:) Но это детали - возможно, ваше недоумение
рассеется как раз тем, чего я не объяснял, а именно
началами "матанализа". И еще - поняли ли вы из моего
объяснения, что недобровольные (насильственные или
обманом) перераспределения ресурсов переводят в
состояние, которое несравнимо с тем, когда такого
перераспределения не происходило?
Теперь к
матанализу. Придется ввести теорему, не выводимую
очевидным образом из ранее введенных, а именно: если мы
с вами уговариваем некоего третьего человека совершить с
кем-то из нас обмен, и он выбирает вас, то моя "потеря"
от несостоявшегося обмена таковой не
считается. Набросок доказательства от противного -
запрет этому самому третьему человеку выбирать между
нами был бы насильственным перераспределением его
ресурсов. Таким образом, основная причина "ухудшения"
- а точнее, несбывшихся ожиданий улучшения - в рыночных
условиях, то есть конкуренция, вводится в сферу
рассмотрения и считается улучшающей общее положение
дел. С учетом этой теоремы, ваша претензия про "не
встречаемость рынка в реальной жизни" существенно
корректируется: мы не можем остаться в рамках сравнимых
положений дел постольку, поскольку применяются
насильственные и обманные методы перераспределения
ресурсов: преступность, мошенничество и государственное
регулирование. Задача полного устранения этих методов,
по видимому, неразрешима, а вот задача их
асимптотического сведения к нулю - по видимому таки
разрешима. Условия, когда жертвы преступлений и гос.
регулирования малочисленны и, как правило, получают
компенсацию можно считать хорошим приближением к
идеально свободному рынку. Достижение такого положения
дел требует целенаправленных и координированных ;)
усилий, так что видите - я опять соглашаюсь с вами
насчет координации (хотя, скорее всего, подразумеваю под
этим словом совсем не то, что вы). Такие приближения к
нему несколько раз в истории достигались и всегда
приводили к бурному расцвету промышленности и культуры -
античный мир, европейская промышленная
революция.
Любое реальное действие, переводящее систему
из одного состояния в другое, таким образом, не может
быть оценено в терминах "стало лучше" или "стало хуже".
Оно может быть оценено только в терминах "нарушалась
свобода (обмена досками в том числе)" или "не нарушалась
свобода" -- это и есть на мой взгляд сущность
либертарианства. В моих терминах это называлось
"естественное" и "неестественное". Так что ничего,
вроде, пока принципиально отличного от моего
изложения.
Однако, интуитивно очевидно,
что общество в целом может жить хуже или лучше. Не все
состояния можно сравнить, но многие уж точно, явно
больше, чем с Вашей точки зрения. Ну, в США жить лучше,
чем в Нигерии. И не факт, что свободное рыночное
развитие всегда будет переводить систему в лучшее
состояние.
Факт. Но
проанализируйте внимательно ситуацию, когда вам это
представляется очевидным: она именно соответствует
ситуации, когда основной массе населения становится
лучше.
С США и Нигерией все еще проще: если многие
люди считают, что переехав в США, они станут жить лучше
(а реально переехавшие считают, что стали) - значит
можно предположить, что в США жизнь лучше, чем в
Нигерии. То есть вы не смогли построить "интуитивного"
контрпримера моей аксиоматике.
Я попытался проилюстрировать это
соображение биологическим примером. Странно, что там
человек с естественным ходом вешей часто борется, а
здесь нас призывают полностью на него положиться -- вот
и всё. Подлавливать на кванторах Вас я совсем не
собираюсь -- сложно отрицать, что во многих (ОЧЕНЬ
многих!) ситуациях рынок действительно всё устраивает
замечательно, любо дорого поглядеть.
Вы же
резонно поступили, отвергнув мой пример -- микроб к
экономике отношения не имеет. Действительно не
имеет.
Тут небольшая путаница с тем,
что считать "естественным ходом вещей". Борьба, скажем,
с микробами или там наводнениями не создает никаких
этических проблем - то, с чем вы боретесь, не является
субъектом этики даже в самом широком смысле этого слова.
Напротив, борьба с нежелательными для вас рыночными
явлениями - "утечкой капиталов" или там "глобализацией"
- это борьба против конкретных людей, попытки запретить
или принудить к тем или иным действиям. Отношения с
людьми - вопрос этический. Свобода - тоже категория
прежде всего этическая.
Может быть вы еще этого и
не поняли, но обосновать необходимость и даже
оправданность произвольных "нерыночных" - то есть
принудительных - мер в рамках предложенной субъективной
теории ценности невозможно. Все известные мне оправдания
сводятся либо к "неоклассической", любимой вами
математической экономике, построенной на сравнениях
ценностей двух разных людей (когда явно или неявно
проводится сравнение распределений ресурсов до и после
насильственного перераспределения), либо к
коллективизму: каждый по отдельности и все вместе по уши
в говне, но Государство Процветает!!!!
PS. Коль скоро Вы любезно указываете мне на
узкое место в Ваших построениях, я укажу на узкое место
в моих. Вроде Вы правы насчёт инвестиций. Если индивид
откладывает получение прибыли, он заинтересован в
сохранении системы в целом, иначе прибыль получать
окажатся не с кого, она потеряет смысл, употребить её
будет нельзя etc. Это вроде бы логическая зацепка. Надо
подумать.
Не
совсем так - это зависит от того, какие именно
инвестиции делаются. На практике, впрочем, действительно
- большинство инвестиций, как "капиталистических" -
акции там всякие, срочные вклады - так и в "человеческий
капитал" (образование) делаются в предположении, что
система в целом сохранится. Диплом НГУ и кисковские
сертификаты после коллапса цивилизации вряд ли
пригодятся.
Что-то непонятно. Вы приписываете мне какие-то
слишком сложные построения. А я человек простой, даже
слова "праксиология", употребляемое уважаемым vvagrом
не слыхал :-))) И про невстречаемость рынка в реальной
жизни я нигде не говорил. Я говорил только про
невстречаемость в реальной жизни ситуации, при которой
все стали жить "лучше или так же", напр., когда золотой
метеорит падает.
Праксеология (или праксиология - нету устоявшейся
транскрипции по русски) - это как раз то, что я вам
пытался аксиоматически изложить. "Наука о [человеческой]
деятельности", арифметика австрийской экономики. А
"матанализ" - наука о деятельности человека в рыночной
среде - у Мизеса называется "каталлактика".
Про
невстречаемость ситуации попробуем разобраться отдельно,
это уже скорее сфера "мат. анализа". Важнее другое -
признаете ли вы, что общество как целое может жить лучше
только тогда, когда хотя бы кому-то в нем
персонально стало лучше? Т.е. что не может быть
ситуации, когда всем персонально хуже, а обществу как
целому лучше?
Аргумент про Нигерию
тоже не понял. Ну да, в США лучше, и это очень многие
признают, даже нигерийцы. Странно было бы, если бы об
этом никто не знал?
Странно, что вы его не поняли -
это же вы его привели. :) Я просто пытался разъяснить,
как ситуация выглядит с точки зрения предлагаемой
аксиоматики.
Насчёт же Ваших этических
аргументов. В либертарианстве мне всегда импонировала (Да! Я -- не враг
либертарианству!!!) его вне-этичность, как и у марксизма
в определённых интерпретациях.
Значит вы ошибаетесь в интерпретации
либертарианства. И "австрийская", и рэндистская ветви
либертарианства в основе своей этические учения. Та
аксиоматика, которую я пытаюсь вам объяснить - это не
более, чем формализованная этика в виде логически
стройной структуры утверждений, а не в виде притч и
риторических вопросов.
Вы не боитесь вступать на
территорию этики? А то живо со слезинкой ребёнка и
лозунгом "не-деланье -- тоже деланье" набросяться и
ага??!!
Обасалютно не боюсь. По существу, вот эта
самая аксиома, что не может обществу стать лучше, если
кому-то стало хуже - это же и есть пресловутая "слезинка
ребенка", точнее - обобщение ответа на этот знаменитый
вопрос, что нет, не стоит счастье социума "слезинки"
любого из его участников.
А неделание - тоже
делание, факт. Вообще, любой акт выбора есть
действие.