Локус предмета
ответственности
и "игрок" как социальная установка
150 тезисов (jemalstyle и немного лирики)
Глава 1. Фукуяма
Глава 2. Стругацкие
Глава 3. Sid Meier
Глава 4. Мавроди
Глава 5. бровей Мимо
Глава 6. бен Ладен
Глава 7. Лев
Гумилев
[1]
Фрэнсис Фукуяма. "Конец истории". - http://www.netda.ru/belka/nomipor/fukujama.htm
[2]
Ольга Клюшкина. "Воля к игре. Исследование игроков казино".
- "Русский народный сервер против наркотиков", http://www.narcom.ru/ideas/socio/34.html
[3]
А.&Б.Стругацкие. "Стажеры". - "Библиотека
Максима Мошкова", http://www.lib.ru/STRUGACKIE/stavery.txt
[4]
Александр Васильев. "Пыльная быль". -
"Неофициальный сайт группы "Сплин" by
Polly",
http://www.splean.spb.ru/polly/byl.htm#13
[5]
Гр. Сапов. "И будет вам
счастье..." - http://www.sapov.ru/2001/n01-21.htm
[6]
Л.Ф.Обухова. "Детская (возрастная) психология".
- "Библиотека Максима Мошкова", http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt
[7]
Василий Головачев. "Схрон". - официальный сайт
писателя-фантаста Василия Головачева, http://www.golovachev.ru/cgi-bin/pub/writings?c=x&id=48
[8]
Лорна Дакворт. "Нарциссы достойно ведут себя в кризисных ситуациях". - The Independent
(воспр. InoPressa.Ru), http://www.inopressa.ru/details.html?id=7380
[9]
Брат Молчащий Волк. "Антисистема" - "ИNАЧЕ", #2, http://www.inache.net/barrikad/antisys.html
[10]
М.С.Уваров. "Архитектоника исповедального слова"
- интернет-библиотека
Института философии РАН, http://www.philosophy.ru/library/uvarov/02/00.html
[11]
Алексей Романовский. "Империя как детская болезнь цивилизации"
- "ИNАЧЕ", #4, http://mumidol.ru/gorod/ethna.htm
[12]
Ги Дебор. "Общество спектакля". -
интернет-библиотека журнала "Логос", http://www.anthropology.ru/library/DDR1.htm
[13]
Сергей Корнев. "Имидж в эпоху спектакля". -
"ИNАЧЕ", #4, http://www.inache.net/filosof/image.html
[14]
Институт "Экономическая
Школа". "50 лекций по
микроэкономике. Лекция 28.
Монополистическая конкуренция. Раздел 1.
Дифференциация продукта". - портал Economicus.Ru, http://ise.spb.ru/50/index.php?ch=3&le=28&r=1&z=1
[15]
Ксения Мяло. "Час Чечни" - "Алфавит", http://www.poptsov.ru/alfavit/archives/2000/28/3.htm
[16]
Иван Басаев. "Аллах акбар, воистину акбар!" - http://grustno.hobby.ru/prose/akbar.htm
[17]
Константин Крылов. "Эстетический критерий" ("Перед белой стеной", словарь) -
сервер "Традиция", http://traditio.ru:8101/krylov/ww-je.html
[18]
Лилия Борисова. "Вайя-Верево" - "Официальный
сайт группы "Зга"", http://zga-ryazan.narod.ru/t00.htm#02
[19]
В.Ю. Ермолаев. "Толковый словарь понятий и терминов. Под
ред. Л.Н.Гумилева". - "Гумилевика", http://gumilevica.kulichki.net/ARGS/args800.htm
[20]
Арнольд Тойнби. "Постижение истории". -
"Гумилевика", http://gumilevica.kulichki.net/Toynbee/index.html
[1] Примером такого "образа" является словосочетание "либеральная демократия" (ЛД), описывающее взаимно разрушающий компромисс между "либерализмом" (властью контракта) и "демократией" (властью большинства).
NB: сноски имеют значение.
[2] (простительное для гегельянца)
[3] "Кто-то из ваших деятелей правильно сказал,
что идеология маленького хозяйчика представляет для коммунизма большую
опасность, чем забытая теперь водородная бомба. Только адресовал он эту
опасность неправильно. Не для коммунизма, а для всего человечества опасно
мещанство. Потому что в ваших рассуждениях, Сэм, есть одна ошибка. Мещанин -
это все-таки тоже человек, и ему всегда хочется большего. Но поскольку он в то
же время и скотина, это стремление к большему по необходимости принимает самые
чудовищные формы. Например, жажда власти. Жажда поклонения. Жажда популярности.
Когда двое таких вот сталкиваются, они рвут друг друга как собаки. А когда двое
таких сговариваются, они рвут в клочья окружающих. И начинаются веселенькие
штучки вроде фашизма, сегрегации, геноцида." [3]
[4] " - ...Взяточников
кое-каких к рукам приберите. Это тоже будет правильно. А в работу мою не
вмешивайтесь. Я прилетел сюда, чтобы заработать, и я заработаю. Решил я открыть
свое дело - и открою. А речи ваши мне ни к чему. За слова дом не купишь...
- Правильно, Джо! - закричали
в толпе.
- А вот и неправильно, - сказал Юрковский. Он вдруг налился кровью и заорал: - Вы что же, думаете, вам так и дадут сдохнуть? Это вам, голубчики, не девятнадцатый век! Ваше дело, ваше дело, - он снова заговорил нормальным голосом. - Вас здесь, дураков, от силы четыреста человек. А нас - четыре миллиарда. И мы не хотим, чтобы вы умирали. И вы не умрете". [3]
[5] "...трюк казино заключается в том, что все денежные манипуляции как бы камуфлируются, поскольку деньги в казино вообще исчезают. Вместо них появляется некий денежный суррогат — фишки, имеющие, однако, так же как и денежные купюры и монеты, разную стоимость и, также как и деньги, позволяющие подчеркивать статусную иерархию ставок, столов, залов. "Понятие деньги в казино исчезает, на смену ему приходят фишки. Напитки, сигареты оцениваются при помощи фишек — денежную цену они утрачивают". (Из интервью с игроком). <...> в процессе игры игрок может испытывать счастье от последнего выигрыша и довольствоваться продолжающимся праздником. И только за его пределами, оценив впоследствии свои доходы, все же осознать, что он в проигрыше". [2] - к слову, интересной микроэкономической задачей было бы, например, описать поведение игрока как поведение экспериментатора, оперирующего апостериорными вероятностями "реальности происходящего" (выигрыша или проигрыша) на основе априорных (субъективной "привычности/непривычности" выиграть или проиграть "столько много") и использующего их для оценки своих текущих запасов. При этом возможны два предельных случая: оценивать "вероятность реальности" каждого нового шага игры или "обновлять" апостериорные вероятности двух конкурирующих гипотез: "я играю на самом деле" или "мне это снится".
[6] Включая
фундаментализм (определяемый через понятие теократии) и фашизм (почему-то
понимаемый Фукуямой как радикальный этатизм).
[7] В популярном в девяностые годы фильме "Действуй, Маня!" сотрудники, нанимающиеся в охранное агентство, объясняют свое решение (дословно) "желанием работать на благо свободного экономического рынка".
[8] В сериале "Смутное время" популярного в девяностые годы фантаста Василия Головачева [7] "счастливым концом" выступает не победа одной из сторон ("наших"), а вывод о том, что в основе Реальности лежит Игра, и предложение участвовать в Игре "на более высоком уровне".
[9] Автор еще помнит, с каким разочарованием в 1995 году была встречена новость о том, что в Думе будут представлены "всего четыре партии", и с каким негодованием в 2000 году говорилось о "предсказуемом итоге" выборов.
[10] Григорий Сапов в [5] объясняет расцвет финансовых пирамид "МММ", "Чары", "Тибета" и др. "эффектом очереди" - коллективным условным рефлексом "раз очередь, значит, что-то дают". Но нельзя отрицать, что существенный эффект внес "игровой" антураж - телевизионная реклама (культивировавшая скорее образ "казино", чем "сбербанка" - "эстетика солидного" в рекламе наступила около 1995..1996 года, "эстетика ретро" - около 1998..1999), дизайн "ценных бумаг" как игровых фишек... Само предложение "сыграть с нами" сформировало более масштабную "пирамиду" (АО МММ), чем все предложения "богатеть с нами", вместе взятые.
[11] За чем дело не встало. В 1995 году группа "Сплин" записала
песню "Рыба без трусов", которую музыкальные критики и радиоведущие
немедленно объявили "гимном поколения". Приводим текст полностью, ибо
иллюстративен:
А по морям, да по волнам, сегодня -
здесь, а завтра - там
Я целый день плескаюсь в море голой [censored] к рыбакам.
Дурдома нет без дураков, рыбалки нет
рыбаков,
А я рыба без трусов.
А рано-рано поутру я корчу рожу осетру -
Его подруга всю неделю мечет красную икру.
И у меня полно врагов среди пузатых осетров -
А я рыба без трусов.
А я плыву, куда хочу, и я пою, я не молчу,
И шар земной не сам кружится - это я его
верчу.
Пускай волнуются моря, покуда вертится земля -
Я выплываю на поверхность и вижу мачты корабля,
А на борту сидит пират, он курит крепкий самосад,
Он и начальник контрразведки, и народный депутат.
Он может все, чего не можем мы, пред ним трепещут все умы,
Он может росчерком пера в июле вызвать наступление зимы,
Спасет он кума от кумы, отдаст бомжу свои штаны,
И невиновного отпустит, из Лефортовской тюрьмы...
Порой мне кажется, что я обыкновенная свинья,
Обыкновенная морская полосатая свинья.
Меня позволено пинать, меня позволено сожрать,
Но перед этим, перед этим ты сумей меня поймать -
А я рыба без трусов. [4]
[12] К примеру, так: "Безумцы не мудрствуют. Оружие - первое попавшееся под руку. Цель - произвольна. Тотальность вдохновения. Никакого центрального руководства. <...> ДАО и состоит в том, что город лучше брать малыми отрядами, а не общим штурмом с одного направления... Интуиция выше разума." [9]
[13] Помню встречу нашей горсточки неформалов в полном яппи Международном
Университете в конце лета 1998 года. Настя Романова сидела на подоконнике и рассказывала, что нашла по дороге
доллар и купила на него пачку сигарет. Нам всем было смешно и радостно;
вероятно, примерно так себя чувствовали свидетели падения Берлинской Стены.
[14] Проблема вырождения идеологической борьбы в театральную постановку, как известно, поставлена Ги Дебором [12]; ее наиболее очевидное экзистенциалистское решение - "быть максимально собой, оперируя тем, что не есть ты" - сформулировано "постмодерн-фундаменталистом" Сергеем Корневым в [13].
[15] "Выбирай сердцем" (кого именно - уже, к сожалению, не припомню). "Послевыборная" аналитика тех лет изобилует остросюжетными сопоставлениями exit polls ("бабка, за кого голосовала?") с реальными полит.-эконом. воззрениями избирателей, определяемыми по закрытым анкетам.
[16] Как показывают полевые испытания, посаженные за один стол фашист и
анархист (в присутствии ведущего, но без его активного участия, а также без
применения алкоголя) преодолевают все коммуникативные барьеры, препятствующие
бытовому (приятельскому) общению, за три часа (за подробной информацией о ходе
экспериментов можно обратиться к Алексею Цветкову (www.anarh.ru)
или к Вадиму Штепе (http://kitezh.onego.ru)).
Справедливости
ради, однако, следует указать, что эксперименты проводились в Москве; а деятели
"московского сопротивления" (будь то поклонники Юрия Мамлеева, Эдички
Лимонова или Александра Непомнящего) редко мыслят категориями "позитивной программы"
и еще менее склонны ждать ее от потенциального союзника.
[17] Перефразируя известный анекдот о русском и американце: редактор музыкального журнала (www.neformat.ru/zine) может открыто (станция метро "Арбатская", центр зала) предложить мне "участвовать в подрывной деятельности против капиталистической диктатуры", и нам за это ничего не будет.
А когда-то я думал, что такое бывает лишь у Честертона и Шекли...
[18] Прежде всего это проблемные поля "чеченского вопроса", а также "свободы прессы". Заметим, что тема конфликта Силы и Правды для России традиционна; а вот Чечня довольно многих разбудила, предоставив как "объект сострадания" [15] (мирное население, невиноватые призывники), так и "объект подражания" (бескомпромиссный борец за независимость, побеждающий не числом и не умением - но чем?.. для кого-то это "чем?" было первым шагом на пути к вере [16]).
[19] В подтверждение - две цитаты двух авторов диаметрально противоположных политических убеждений:
"Что
плохого в том, чтобы плюнуть на могилу нациста? Или радоваться избавлению от
Амана и его планов "окончательного решения"? Да ведь ничего,
собственно.
Кроме одного: это как-то... очень уж... некрасиво и неспортивно.
То есть. Существует определённая "этика конфликта" - и "эстетика
конфликта". Согласно которой, например, плевать на могилу врага
"некрасиво" (как и многое другое)." [17]
"А
пьяный дьяк разливает: причащайся, поможет, -
Но я чувствую грязь каждой клеточкой кожи,
И принять камуфляж за венчальное платье
Может только слепой, - или тот, кому платят..." [18]
[20] "Исповедь публикуема, читаема, прочитываема. Исповедальное слово не только «организует хаос сознания», но и «провидит в нем порядок и строй, лад и гармонию культуры». Важна принципиальная текстуальность сознания-в-исповеди, причем в данном случае человек оказывается перед лицом Абсолюта, в нем задействованы высшие потенции сознания" [10].
[21] Вывод о долгосрочном равновесии справедлив до тех пор, пока речь идет именно о ценностях, а не о проектах - последние могут быть привлекательными и за пределами "традиционного сегмента рынка", очерченного предлагаемым "ценностным набором". Блицкриг на рынке проектов является крайне эффективной миссионерской тактикой - вспомним хотя бы крещение Руси.
[22] К нему относятся те виды эффективной в долгосрочном периоде экономической активности, которые непривлекательны для частных предпринимателей из-за институциональной и/или сегментной неполноты рынка капиталов.