Юлия Теуникова

"Новые звезды", 16 июня 2001 года
за 1 - 1.5 часа до выступления ТЮ.
Интервью брали: LXE, LAN

- Вопрос, который бы я в любом случае задал... Такое явление, как шизофрения, - она бывает в природе на самом деле, или ее медики придумали?

- Медики придумали. Нету никакой шизофрении, и не было никогда.

- А как тогда следует называть немотивированные и в то же время нетворческие операции с символами, которые некоторые люди производят? Например, систематическое изобретение вечного двигателя. Или некоторые психологией увлекаются...

- Шизофренические проявления, что ли? Ну, может, они считают, что это творчество. Мы можем считать, что это все бесы:) Кто прав - неизвестно, - время покажет. Видимо, в будущем такие вопросы будут решаться однозначно: переходом людей на иной уровень сознания.

- И, соответственно, многих из тех, кто сейчас признается нормальными, по этому же самому критерию отсекать как олигофренов?

- Ну, я не знаю... Мы все, по-моему, больны. А самый здоровый тот, кто себя острее всего чувствует больным.

- Такое явление, как "Полдень, XXII век" (вариант развития реальности по Стругацким), мы окончательно проморгали, или это еще реально исправить? Снятие большей части современных нам иллюзий, более или менее беспрепятственная реализация человека хотя бы в условиях полной информированности о путях этой реализации...

- Думаю, что необходимо. Без этого - никуда.

- А кто прав в "Обитаемом острове" - Сикорски или Каммерер?

- Оба правы.

- Такой автор, как Владислав Крапивин, для тебя что-нибудь значит?

- Честно говоря, очень сильно - на подсознательном уровне.

- В основном - на уровне доверия к переживаниям или на уровне доверия к выводам?

- Разные вещи у Крапивина. Потом, у него таких четких выводов и нет.

- Его фразу о том, что все о чем он пишет, абсолютно реально - понимать с точки зрения психологии или с точки зрения физики, или есть третье объяснение?

- Ну, скажем так: это в данном контексте психология и физика разделены. А по идее все должно совмещаться как раз. Это то, что требует разгадки.

- Третий путь? Субъективный материализм? (по Эйнштейну - ни у одного из наблюдателей не может быть объективной картины мира)

- Ну, вообще - да, с точки зрения материализма - он объективным никак быть не может, это даже тавтология получается - субъективный материализм :) Ну, материализм - в ограниченном восприятии.

- В прошлый раз, когда мы ехали с тобой в метро, говорили о Геноне. Так вот, по поводу его "Кризиса современного мира" есть три точки зрения. Первая: что кризис - это нижняя планка, а потом мы оступимся - и в болото. Вторая, что сейчас просто-напросто нижняя точка вращения колеса, дальше пойдет синтез. А есть точка зрения, что на самом деле кризиса никакого не было, а был так - легкий вывих. Твое мнение?

- Ты знаешь, дело в том, что все три фактора, по-моему, присутствуют - на разных уровнях восприятия людей. Со всеми связями извне, отсюда вытекающими.

Я думаю, что для кого-то это будет действительно - "народ вымирает". Для кого-то - дикий, неслыханный взлет. Для тех, кто сумеет выжить и адаптироваться - никакого кризиса не будет... Мне кажется, это многоплановое явление.

- То есть третий вариант под названием "легкий вывих, на который многие повелись"?

- Это вывих, но не легкий. На который многие повелись.

- Калугин - это какое-то реальное явление или подделка?

- Знаешь, у меня очень сложное отношение к Калугину. С одной стороны, в нем драйв присутствует, но с другой стороны - в нем музыкальное начало не первично. Я не воспринимаю его как музыканта, хотя он и на гитаре играет отлично. Калугин является неким, в определенном роде, явлением, хотя и не музыкального порядка.

- В собственном гестбуке его недавно обозвали "попсой для загруженных мальчиков". Ты согласна?

- Ну, в некотором роде... Он по сути очень конкретный, очень энергичный. Разумеется, он не в стороне от всяких интеллектуальных течений. Знаешь, у меня почему-то сразу - параллельно - напрашивается сравнение (ой, блин, только бы он это не прочитал...) - Охлобыстин. Они люди похожего плана, мне кажется.

По мне Калугин - образец какого-то стремления к собственной реализации в мире (блин, как же неправильно я говорю...). Человек, который стремится что-то пробивать, для которого это все: и музыка, и религия, - символ движения. Который двигается этим путем. Но вот именно как музыканта я его не воспринимаю.

- (кстати, о котах) Мнение о викторианстве? Лир, Кэролл... далее везде...

- Я даже не знаю, от чего оттолкнуться. Чеширский кот... вся эта эпоха - как один большой Чеширский кот.

- Сперва появляются задние ноги, потом все остальное?

- Ну, да. Люди, которые в своем творческом принципе исходят от ножного начала. Это шутка... об этом можно много говорить, но Чеширского кота я люблю. Это мой любимый персонаж.

- Он у тебя споет там где-нибудь? Песенку про кота...

- Да, есть. Прямо про Чеширского кота строчка есть: "...что оставляет свой безликий смех на чистом небе первых дней весны" - и так далее.

- Такое сложилось ощущение - достаточно странное - что у тебя отдельно такой женский блок произведений, а отдельно - что-то от мужского лица. Ты под это легенду придумываешь, или оно как напишется - так и напишется?

- А я не знаю, например, что от женского или от мужского лица...

- У тебя же там есть вещи, в которых, даже если смотреть с точки зрения современного русского языка, грамматических норм, там действующее лицо, от которого идет текст, - это мужчина.

- Честно говоря, - когда пишу, я совершенно не заморачиваюсь на эти темы. Что в рифму ляжет, то и пишу. Женские, мужские окончания там...

- Как в том анекдоте, что ли? "Вырастет - само решит"?

- Да, абсолютно. То есть я считаю, что как раз идеальное творчество - это то, в котором соблюден определенный баланс мужского и женского начала.

- Именно баланс?

- Если это естественным путем происходит, если это органично...

- То есть примерно 50 на 50? Или больше все-таки уклона в собственный пол?

- Очень сложно это делить пятьдесят на пятьдесят... Эти начала должны быть равноправны, потому что если какое-то перевешивает, то уже не то получается, уже не бьет в точку.

- И Земфира с этой точки зрения...

- А Земфира - она такая... То, что она женщина, что у нее чисто женское творчество - это надвое сказано. У нее темы женские, а подача у нее не женская, поэтому она и прокатила. Если бы у нее были и темы, и подача женские, она бы так не покатила. Это прямо взяли ... пустое место, на которое теплую свежую Земфиру посадили, прямо в точку, как говорится - "время за яйца схватило".

И Высоцкий тоже - в нем тоже этот баланс есть, он же очень тонкий на самом деле поэт, очень такой нежный. Вот. Если бы в нем тоже только мужское было, это был бы трэш какой-то...

- Егор Летов...

- Вот да, вот в Егоре Летове явный перекос.

- Я никак  не могла понять, на что твои песни похожи... Это как бы барды шестидесятых-семидесятых, которые кусок времени от конца семидесятых до нашего момента просто проглотили. Не то, чтобы традиция, скорее -  дитя бардов. Чувствуется не в конкретных строчках, аккордах, а знаешь, как генетически чувствуется разрез глаз там, родинки на локте...

- То есть генетически чувствуется, что это не от рока идет, а...

- Понимаешь, бывает музыка, которая идет от боли какой-то, от сопротивления, а бывает такая, что от душевного настроя. По-моему, барды - это от душевного настроя, и у тебя тоже - от душевного какого-то порыва, может даже просто - "идите вы все к чертовой бабушке, я буду жить так, как..."

- Ну, да. Конечно, у меня разные есть - и от сопротивления иногда идет, а в принципе - да. Это даже как - "барды": не в смысле КСПшных традиций, или там стилей, написания, мелодики и прочего - а вот настроение само - даже не то, чтобы только от наших российских бардов, а вообще от этой культуры, я бы даже сказала - добардовской культуры... Там, где Бернес. Или от джаза довоенного и послевоенного. Источник энергии - не от рока.

- Скорее, не подвал, а кухня?

- Ну, блин, насчет кухни... Не знаю.

- Домашнее вот это ощущение уюта - внутреннего уюта поэтического, когда вот в какой-то момент все это к чертовой матери летит на какой-то скорости... 

- Ну, смотря где - и так, и так есть. В смысле ощущения потребности оградить себя...

- Нет, не "оградить". Прислонить себя на секунду передохнуть, отдышаться, а потом опять с места...

- "Дорогая стена, улыбнись"?

- Ну, да. Как раз не кухня возникает, а открытое пространство, когда человек в поле или где-то в лесу... Не уют, а человек, у которого своего пристанища нету.

- Лунки.

- В смысле? Ну, да. Потому что там все песни практически - бродячие. Очень четкий момент того, что человек в пути находится, вне какого-то уголка...

- То есть не в уголке размышляет, а в пути бредет? У меня по твоим бродительным песням ощущение, что лирический герой настолько "зашел", "забродил", проездил столько и везде, что необходимость в этом углу как-то считывается внутренне, подстрочно. Хотя, может, я, конечно, и ошибаюсь...

- Ну, да, потребность.

- Такое ощущение, что народ просто забивается где-то в уютном, спокойном месте, где можно расслабиться, косячок там забить... просто чтобы никто не трогал в ближайшие там ндцать минут.

- Наверняка такое тоже есть. Это одно из того, что есть.

- И это у тебя, как правило, в песнях от мужского лица - и по-женски уютно складывается.

(смеется)

- Что такое психоделика? Это очень хорошее зрение на расстоянии, это одержимость непонятно чем?.. Известно, что огромное количество людей использовали акустические записи Юлии Теуниковой для генерации и фиксации мгновенных впечатлений, широкоформатных цветных снов, и так далее.

- Госсподи... это интересно. И что, получалось?

- В шесть часов утра включаю твою кассету, открываю бутылку красного вина, сижу, кайфую. Мама с воплем: ты что, как <!--->? Отвечаю: да нет, я просто влюбилась. Мама закрывает дверь и уходит дальше. Потом слышу - стоит под дверью и слушает музыку. И вздыхает романтически.

- Забавно...

- Было интереснее. Вечер. Концерт в "Третьем Ухе". Последняя песня - "У меня есть..." На следующее утро - абсолютно рельефное впечатление - картинка - можно в деталях смотреть, изучать отдельные фрагменты. Раннее, очень холодное весеннее утро, лед на улицах - немножко розовый (солнце восходит), какие-то низкие троллейбусные провода, троллейбусные дуги, и направление куда-то дальше на юго-восток.

- Интересно. Ну, то, что это все базируется на зрительных образах, это понятно. По поводу психоделики... Блин, понятно, что я себе такой задачи [пауза] не ставила. Просто для меня это определенный символ времени - когда кончилось время какого-то эмоционального выплеска, когда человек находился в своей эмоции, что особенно в конце восьмидесятых, начале девяностых (сибирский рок - это ярчайшее воплощение). Время, в которое были написаны эти песни, мною воспринимается как такое немножечко отстраненное. Восприятие работает таким образом: оно созерцательное, но с проработкой, то есть это действие путем созерцания.

- Синтез?

- Тут присутствует синтез в смысле того, что сочетается совершенно определенное, четкое, направленное действие - с состоянием отстраненного созерцания и не то, чтобы блокировкой эмоционального канала, а - как сказать? когда ты не в эмоции находишься, а она либо обтекает как-то, либо отдельно сосуществует. Это как у человека после какой-то дикой колбасни: у него мало сил, но при этом присутствует желание жить. Просто на каком-то подсознательном рефлекторном уровне. Он не может открыть свой эмоциональный канал, иначе его это доканает окончательно, но двигаться ему тоже как-то надо. И он выводит такой созерцательный план.

- То есть, если брать по "Рождению трагедии из духа музыки", то это аполлонизм, "благо есть мера"?

- Ну, да. И тут тоже вписывается.

- Можно назвать последние эн лет "эпохой коктейлей"?

- Это то, что можно оценить на определенном расстоянии. Сейчас уже начинают оценивать. Когда внутри этой "эпохи коктейлей" находились, она воспринималась как нечто вторичное, третичное, а в итоге этот синтез порождает какие-то новые формы. То есть все равно первичный принцип творчества - он работает, потому что все двигается, даже таким путем - путем синтеза.

- Юля, вопрос сейчас будет немножко не в тему, но если не обидишься, то, может, ответишь. Прикинь такую ситуацию - прошло еще лет так ндцать, ндцать и ндцать, стала ты там дамой чуть бальзаковского возраста, у тебя какие-то дети, возможно, даже и внуки, -

(смеется)

- и вот там подходит дите такое маленькое, тебя за продубленную косуху дергает: "Баб Юль, скажи, ты была когда-нибудь в жизни счастлива?" Что дитю ответишь?

- Ууу... 

- Если не секрет... Или скажешь: "Деточка, пойди купи себе бутылку пива, засохни и не мешай мне спокойно писать музыку"?

- Я скажу как - словами Оша: "Счастье приходит вместе с дождем". То есть: "Жизнь - это то, что происходит, пока ты строишь совсем другие планы".

(смеется) 

То есть счастье - если его как факт рассматривать - это единомоментное ощущение, совершенно не зависящее от ситуации, наоборот, даже возникающее в особенно критичные ситуации.

- Пара провокационных вопросов. Что такое "осень"? Что такое "город"?

- Ой, мама. Осень в городе. Осень - это город, а город - это осень:)))

- Робота-поисковика отправили по замкнутому кругу.

- Факт. Осень, на самом деле, ОЧЕНЬ продуктивное время. Осенью, зимой гораздо больше всего происходит. Весной уже выдыхаешься, а летом вообще ничего делать не можешь.

- Поэтому все ждут лета...

- ...чтобы оправдывать собственное безделье.

- А город...

- Они разные. Москва - это одно, а все остальное - это все остальное. Москва - это вообще не город. Монстр какой-то. Мегаполис. Я как человек, разъезжающий по разным городам, могу точно это сказать, что в любом другом городе, особенно в южных городах, я чувствую: о! это город! Все, присущее городскому кайфу - допустим, в Харькове, в Киеве, в Ростове, еще где-нибудь... в Юганске... За исключением Питера. Питер - это тоже особое.

Все присутствует, короче. А Москва - это вообще что-то с чем-то.

- Юля, твой образ борьбы с идиотами? От тети в метро, которая "девушка, вы опоздали, уже две минуты второго", до каких-то таких бытовых идиотизмов? Раздражаешься, начинаешь тарелки об стену соприкосновлять.... с хорошей скоростью на разгоне?

- "Мой принцип жизни: убей идиота в себе".

- Сама в себя тарелки внутренне, что ли?-)

- Ну, как это... "Я по капле выдавливаю из себя идиота". Правда, он заливается с другой стороны, но это уже детали.

- Просто твои песни - это как лозунг борьбы со всем этим идиотизмом окружающим. То есть это, конечно, не тот идиотизм, который был, допустим, лет пятнадцать назад - другого уровня: бытовой, мелкий, вроде бы ничего особенного, ничего не давит, ничего не значит, но когда много накапливается - жить мешает конкретно... Иногда кажется, что ты об этом пишешь.

- Не знаю... Во всяком случае, я об этом не думаю. То, что вокруг меня, я воспринимаю как должное. А то, что внутри меня... больше всего интересует, что внутри.

- А внутри тебя...

- Внутри меня происходит такая штука, что как только я - скажем так - улучшаю свое внутреннее состояние, все вокруг кажется более нормальным. Как только в моем внутреннем состоянии происходит крен в сторону идиотизма - люди же на самом деле все чувствуют, и если явный дисбаланс присутствует, люди на это так же реагируют. Все это не на уровне интеллекта, а на уровне интуиции. То есть - как ты к миру относишься, так и он к тебе относится, это все взаимосвязанные вещи.

- Людей действительно следует прощать? Если "по-разному", то кого и за что?

- Я считаю, что все стоит прощать, потому что - во-первых, если ты не простишь, хуже тебе же; а во-вторых - за что, собственно, не прощать? Я не представляю, за что человека можно НЕ простить.

- Юля, а за что его можно возненавидеть?

- Возненавидеть человека можно за что угодно.

- А что легче - простить или возненавидеть?

- Возненавидеть легче. Это точно.

- Возможно, вопрос слишком личный. У тебя песни - каждая существует сама по себе, такой маленький, сам по себе сработанный колокольчик, фигурка такая... каждая песня - какая-то скульптура, статуэточка. Маленькое, само по себе сделанное произведение, выработанное до детальки, до вздоха, до интонации. Слушай, сколько у тебя на это уходит?

- На самом деле - по-разному: от пяти минут до пяти лет.

- А можно - самое большое и самое маленькое? Что именно?

- Конкретные песни? "Просыпал", там, минут за десять написана. "Желтый автобус" тоже моментально написан. Что еще? "Не отврати своего лица" очень быстро написана. А долго я писала... к черту, я даже вспомнить сейчас не могу.

- Слушай, а если, услышав "Просыпал", на тебя нароется какая-нибудь нехорошая тетя с ядреным блеском в глазах: "Юля, Вы наркотики пропагандируете, как Вам не стыдно!.."

- (смеется) Разве эта песня пропагандирует наркотики?-))))

- Представь себе такую ограниченную тетю...

- Ну, представлю. Что я смогу сказать? "Послушайте еще раз эту песню внимательней..." Посоветую: "Если Вас так это заинтересовало, значит, наверное, Вы и наркотиками интересуетесь... Значит, Вы, наверное, и употребить хотите?"

- "Каждый все портит в меру своего понимания"?

- Тетя - да, тетя расколется в конце концов. Все рано или поздно раскалываются.

ВТОРАЯ СТОРОНА

- А вот кстати, как проще реальность описывать? Словами или геометрией? Символами или картинками?

- Когда как. Смотря что. Вообще это интересная идея - прибегать к каким-то рисункам... Я, кстати, практиковала такие штуки.

- А проиллюстрировать себя никогда не пыталась?

- Я не себя пыталась проиллюстрировать, я пыталась проиллюстрировать контакты, взаимодействия людей определенного плана.

- Классическая литература, допустим, литература двадцатого века. Что - твое? Твои прозаики, твои единомышленники, люди, которые тебе едины по какому-то миросозерцанию...

- Из русских мне близок, как ни банально, Венедикт Ерофеев. Из западных - именно XX века - я очень люблю Фолкнера, Фицжеральда - американцев... Еще чего? Я даже сейчас навскидку даже сказать не могу.

- Маркеса?

- О, Маркес... Мое - однозначно. Я даже скажу, что в музыке стремлюсь примерно то же делать, что и Маркес в литературе. Это называется "магический реализм"... нет, не "магический", а...

- У Андреева был термин - "сквозящий реализм".

- Наверное, да - "сквозящий реализм". С фундаменталистской подачей.

- А вот ощущение очень похоже. Одна твоя вещь - прямая ассоциация с тем моментом в "Ста годах одиночества", когда люди начинают забывать названия вещей. 

- Что за вещь?

[LXE и LAN долго пытаются вспомнить, что это была за песня]

- Знаешь, хочешь, я ее тебе на электронку пошлю, просто я ее прослушаю еще раз... 

- Знаешь, ты своими словами скажи, я пойму, о чем речь идет...

- Понимаешь, первая ассоциация - зимний вечер, когда просыпаюсь... Понимаешь, это нормальными словами пересказать нельзя. Нарисовать можно картинкой. Киносценарий можно сделать. 

- Может быть, "Ломает"?

- "Падает раскаленный снег"?

- Человек просыпается в какой-то комнате...

- "Черные дуги"?

- Не суть. Просто, Юль, ассоциируется по полной программе с куском Маркеса. У тебя даже какая-то внутренняя философия есть невероятная...

- Я когда Маркеса начала читать, я просто офигела - насколько это мое... Кстати, я поздно его прочитала - мне года двадцать два, двадцать три уже было. У меня просто Маркеса не было, поэтому я довольно долго его искала.

- С парой "Спартак - Динамо" ("Маркес - Борхес") понятно. А Брэдбери - как?

- Брэдбери - хорош. Брэдбери я люблю, но я не очень большой его знаток... В основном только рассказы и, по-моему, "Вино из одуванчиков".

- "Так ручка - самое вкусное..."

- Ну, да. Но Брэдбери я не могу как-то комментировать, его только воспринимать надо.

- Еще вопрос из серии "Динамо - Спартак". БГ в каком году закончился? И закончился ли вообще?

- А ты знаешь, с БГ у меня как-то... Я его слабо по жизни воспринимала. По-моему, у него периоды, как у любого человека, - молодежный драйв (до 82-го), грубо говоря; потом такой зрелый концептуализм года до 86-го, 87-го, и дальше уже по накатанному: почтенная зрелость, почтенная старость. Все, что есть в БГ - все в эту схему укладывается. А так мне БГ не особо близок, честно говоря.

- А можно, я вернусь к литературе? Из поэзии - двадцатый век "наш" и "их"? Знаешь у тебя такая немножко пастернаковая тематика, может, я ошибаюсь на тридцать восемь процентов... Твои поэты двадцатого?

- Может быть. Я Пастернака как поэта уважаю, но мне ближе, скажем, Хлебников. А еще явление такое девяностых годов - это Алина Витухновская. Из всей поэзии, может быть, второй половины восьмидесятых - девяностых это мощнейшее явление. Она как фонарь такой большой, а вокруг мошки. Хотя к ней можно, конечно, по-разному относиться.

- А как ты относишься к ОБЭРИУ - в узком, в широком смысле?

- Обэриуты?

- Плюс - с тем эхом, которое они оставили после себя лет на дцать...

- Ну, вы просто попадаете. Это тоже мое.

- Ну, интуиты мы недобитые... Стрелять нас надо.

- Юля, твоя реакция на реакцию зала? 

- У меня с публикой сложные отношения, потому что большую часть времени мне по фигу реакция... Я как-то не всегда включаюсь. Когда своя публика собирается - конечно, отличный контакт, это все понятно. А так я обычно, если чувствую, что не в духе, начинаю просто форсировать, иногда насиловать публику, и только после этого, может быть, расслабляюсь. Вот. А самое лучшее выступление - это когда я приезжаю в другой город, где меня никто не знает. Почему я так люблю ездить - так гораздо лучше получается.

- "...ураган - неизвестно, где, неизвестно, в чем, неизвестно, откуда" - это твое?

- Да. Я люблю поиграть и смыться. Чтобы меня никто не видел и не слышал.

- У тебя, на самом деле, мышление Цезаря в этом отношении...

- У меня мышление Мальчиша-Плохиша:)))

- То есть за бочку варенья продашься, что ли?

- Наверняка.

- А что должно быть бочкой варенья?

- Все, что угодно. Хорошая аппаратура, гитара хорошая...

- Цветы после концерта - так, это уже мелочи...)

- Не, ну, цветочки - это само собой. Сколько я в Москве живу (в принципе, я москвичка), я ни разу ни в один клуб ни одного демо не принесла. Если я где-то играю - то это только по заявкам: друзья приглашают, или кто-то там из знакомых вписывает, или кто-то из деятелей всяких. Я сама левой ногой ни одного движения не сделаю, чтобы как-то по клубам поиграть. Потому что...

- Булгаков - "никогда не просите у тех, которые сами придут и принесут"?

- Не то, чтобы... Я понимаю, что это хреновая позиция. Это пассивная позиция - боязнь ответственности.

- А вообще понятие ответственности - что оно для тебя?

- Это то, на чем все базируется. Хотя по поводу игры там в клубах тех же... Если бы у меня была группа, за которую я отвечала (теоретически есть не то, что группа, а люди, которые мне помогают - Бычков и Сорокин) - я бы это делала, а поскольку я большую часть времени одна играю, то я себя, в общем-то, пассивно в этом отношении веду.

- А была такая ситуация, допустим, что ты сделала, а потом сказала себе: "А я молодец" - сама себе в зеркало, либо кому-то из родных и близких - вот просто на реакцию на достижение цели: "Ай, да Пушкин, ай, да сукина дочь..."

- Конечно. Очень люблю себя похвалить.

- А в каких моментах? Концерт отыграла...

- В любой момент, который требует какой-то реальной выкладки. Может быть, даже сверхзадачи. Когда мне что-то реально непросто сделать, и я это делаю. Правда, такое крайне редко бывает, но если бывает - сразу сила такая чувствуется...

- Чем сама себя в такой ситуации радуешь? Цветочки сама себе покупаешь, бухло?

- Да, пиво покупаю. Или мороженое там, пирожное. К друзьям иду. Деньгами швыряться начинаю. Нормально, как положено.

- Продолжая тему ориентиров, командоров... У тебя были какие-то люди, которые тебя вели? Не "продвигали", а были ориентирами?

- Ориентирами? Ну, если только "в чем-то". А так, по большому счету - нет. Абсолютных таких ориентиров, кумиров у меня не было. Есть люди к мнению которых я всегда прислушиваюсь. Очень небольшое количество людей.

- Были люди, которые тебе когда-либо резко поднимали самооценку?

- Нет. Я не знаю, насколько это вообще возможно. Самооценку, по-моему, сам себе можешь поднять. Кто-то может, там, поддержать, придать уверенности в себе, в твоих силах, но на меня такие штуки очень плохо действуют. Я, наверное, очень индивидуалистического плана человек - у меня никогда не получалось вдохновиться чем-то там - моими друзьями, или чем-то еще. Или чтобы меня кто-то сильно загасил. Ни то, ни другое - все в себе черпала, концентрировалась сама - тогда лучше всего получалось. К большому сожалению - я человек, который не умеет искать. Поэтому у меня и группы нет настоящей. У меня этот элемент взаимоотношений с людьми немножечко закрыт.

- Я себе группу уже из трех человек представляю с ужасом. Есть такое устойчивое впечатление, что Юля должна быть с варганом, от силы - с гитарой.

- Такое ощущение, что есть Юля, и есть кто-то, где-то, как-то - они ее появляются, как гномики по мановению пальца, на кнопочку нажал - вылезают.

- Не, на самом деле это не так, потому что я в единомышленниках, в соратниках очень даже нуждаюсь. Но для этого тоже работа нужна, это все не так просто складывается. Если такое ощущение создается - это исключительно от многолетней привычки играть одной. А так, в принципе - когда больше людей, энергии больше. Когда человек один, она, может быть, концентрируется, точнее попадает, но когда больше людей - у тебя взаимообмен с миром больше и качественнее.

- Есть известная история про пацифистов и гуманистов. Так вот, что важней - чтобы люди не мучались, или чтобы люди не умирали?

- Если человек не мучается, он умирает. А если он мучается, у него есть шанс не умереть.

- Может ли художественное произведение иметь прагматическую ценность, не имея литературной? Чисто аналитическую, прогностическую?

- Конечно, может. Если произведение ставит перед собой нелитературные задачи.

- То есть такие вещи, как science fiction и fantasy, имеют право на существование?

- Дело в том, какие способы передачи задействуют эти произведения. Тут опять все зависит от категории восприятия. Есть фэнтези, которая охватывает более широкий спектр всех литературных приемов и способов, а есть - не знаю... честно говоря, плохо себе представляю, чтобы такая техническая фэнтези была. Я плохо знакома именно с такой литературой. Все хорошо, когда оно к месту.

- А кстати, по методам. Что важнее - выжать максимум из ограниченных средств или использовать минимум средств для достижения желаемого результата?

- Надо использовать все средства, которые возможно. Максимум надо выжимать... а средства - не знаю, насколько они ограничены, вопрос в том, что доступно нашему восприятию.

- "Все, что горит, должно гореть"?

- Да, точно.

- Что для тебя женственность?

- Непростой для меня вопрос, честно говоря. Женственность... она разного характера, разных ключей бывает. Моя женственность - сказать, что я использую весь спектр, это соврать, конечно.

- А в песнях используешь весь...

- Это неправда. У меня женственность - скорее, безличного плана. Сразу всплывает ассоциация - "отсутствие страха". Потому что - нежность, гибкость, равновесие этих качеств - этим достигается отсутствие страха. Там, где кончается мужское, там начинается женское, скажем так. Там, где кончаются какие-то жесткие конструкты, жесткая установка, твердость, направленность - начинается женское. Но я говорю - отдельно мужское и женское проявления я рассматривать не могу. Все мы все равно стремимся догнать и то, и то.

- Бывают такие ситуации, когда обстоятельства приводят именно к некоторому жестко выделенному сценарию будущего, о котором заранее известно, что оно будет? Что есть партия, которую ты отыграешь? Было ли такое? И стоит ли этому доверять?

- Этому стоит... Насколько ты этому доверяешь, настолько это и работает. То есть если у тебя существует четкое понятие ситуации и уверенность, то это, как правило, срабатывает.

- Провокационный вопрос, который пару раз меня в таких случаях сбивал... Излишне легкая реализация какого-то сценария - "все идет в руки" - это нехороший признак?

- Это определенный признак ЧЕГО-ТО. Не то, чтобы плохо или хорошо, это не более, чем знак. Так же, как и когда тяжело идет. Это проходит - просто надо делать из этого выводы. Само по себе это какого-то окончательного значения не имеет.

- Спасибо, Юля. Последний вопрос - пожелания мирному населению. Можно военному.

- Ну, не знаю - удачи.