"...недалеко то время, когда индивидуальность не
сможет самореализоваваться иначе, кроме как вместе со
всем человечеством одновременно; ее информационный вклад
нисколько не уменьшится, он просто будет неразличим
вне контекста."
(из никогда не написанных мемуаров Глеба Самойлова)
Название "коллективный разум" не совсем точно. Если понимать под разумом способность обрабатывать массивы абстрактной информации и оперировать алфавитом, то здесь речь идет скорее о коллективной интуиции и коллективном творчестве.
Если сличить два дзенских постулата - о "неслиянности и нераздельности живых существ, замкнутая ограниченность каждого из которых иллюзорна" и о том, что "идти туда - значит уже быть там" - можно прийти к обнадеживающему выводу о том, что коллективное творчество заложено в природе человека и является одной из эффективных практик личного освобождения.
Если подходить с точки зрения квантовой механики, то теоретически ничто не мешает создать квантовую систему из двух и более квантовых вычислителей, заключенных в черепных коробках. Для этого (опять же теоретически) требуется только исключить или ограничить акт взаимного выражения алфавитом (то есть "классического наблюдения"): "Делай, что хочешь, но молчи, слова - это смерть" (БГ - "Елизавета"). Иными словами, коллективное творчество требует некоторого минимума внутренней недосказанности и недовыразимости.
(Неплохое описание того, "как не надо", содержится у Войновича в романе "Москва 2042".)
Явления не полностью рациональной коммуникации, приводящие к откровенно квантовым эффектам, давно известны и изучаются. Такие термины, как "драйв", "эгрегор" ("корпоративный дух"), многочисленные отсылки к "энергетике" в анализах сакральных текстов или рок-н-ролльных композиций (ламеры... не "энергетике", а "информатике", просто информация мерится здесь не в битах, а в кубитах, "Компьютерру" чаще читать надо...), показывают, насколько распространены эффекты коллективного неклассического взаимодействия.
(Простейший пример такого коллектива - рок-группа, особенно такая, где не выделен однозначный лидер.)
Самый простой способ их описания состоит в предположении того, что неклассическая сумма личностей есть личность, каковой приписываются более или менее определенные черты "виртуального автора". В то же время, доводя масштаб обобщения до размеров этноса или Вселенной, мы видим, как коллективный образ откровенно обезличивается; коллективное сознание Вселенной есть "абсолютное белое", растворяющее всякую личность. Таким образом, "системный эффект" (несводимость системы к сумме ее составляющих) здесь не в "подключении" новых возможностей (откуда?!), а в снятии существующей авторской ограниченности. Именно это позволяет практиковать коллективный креатив не только "ради чистой отдачи" (написанных строк), но и для преодоления собственного творческого кризиса, и для преодоления непроизвольных барьеров в общении.
"Порождающее информацию" коллективное творчество есть зеркальная противоположность "порождающего материю" физического контакта, где плоскость зеркала проходит по чистому рацио, отделяя сверхсознание от подсознания, интуицию от сенсорики. Резонанс инстинктов диктуется безличностью рода. Резонанс интуиций диктуется безличностью Абсолюта. (Есть подозрение, что продвигавшие "свободную любовь" хиппи имели в виду именно последнее, но по дороге подменили тезис. А жаль...)
(Говоря по-русски, крышу сносит очень даже. "Это тебе, Вася, не кокаин...")
Выстраивая квантовую систему, полагайтесь на минимум рациональных и максимум интуитивных ограничений. Неправильно все, что кажется неправильным хотя бы одному из участников; в противном случае квантовая система будет ежесекундно рушиться актом наблюдения. Запирайте двери и отключайте замки, фильтруйте как внешние раздражители, так и внешних наблюдателей.
Ничто из происходящего не должно подвергаться ни обоснованию, ни объяснению. "Слова - это смерть".
Ниже - описания некоторых ритуалов и архивы их применения. Безглючного коннекта.